Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
15 сентября, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию

Уничтожить... любовью

22 июня 2023
173

В Минусинске прошла премьера спектакля по пьесе Ольги Михайловой «Путь левой руки». Спектакль поставил художественный руководитель Сахалинского Международного театрального центра имени Антона Чехова Александр Агеев.

«Уж я его берегла-берегла: главное, чтобы не простудить, чтобы ноги не намочил, из фортки не продуло…» – причитает бабушка, не в силах принять известие о смерти внука на дуэли

Александр Агеев знаком с труппой минусинского драмтеатра давно, с ее участия в фестивале «Сахалинская рампа», а Алексей Песегов выпустил на сахалинской сцене три спектакля. Но поработать с минусинскими актерами Агееву довелось впервые.

– Я приехал сюда совсем с другим спектаклем в голове, – рассказал Александр Агеев специально для читателей «Власти труда». – Но после первой же прочитки пьесы актерами (а я не смотрю в такие моменты на них, а хожу вокруг и слушаю) понял: всё, что я придумал – не то! Благодаря этим невероятным актерам минусинского драмтеатра у меня возникли совершенно другие ощущения от текста, и я стал менять мизансцены в постановке, интонации ее героев.

В основе пьесы – не вымышленная история, а реальная биография самого трагического поэта России Михаила Лермонтова, но без него самого. Однако в режиссерском прочтении Лермонтов (актер Константин Русанов), а точнее – его душа, присутствует на сцене, в ее глубине, и зрители могут наблюдать за его мытарствами.

Тем драматичнее действо, разворачивающееся прямо перед глазами зрителей. Не зная о смерти Лермонтова, его бабушка Елизавета Алексеевна (заслуженная артистка РФ Лариса Корнева) намерена изменить его судьбу. Привыкшая добиваться всего сама – «Никогда я меры не знала. Всегда по-моему было!», – она готова на все ради счастья, придуманного ею для внука. Никакое другое счастье она не приемлет: «Что такое стихи-то Мишины? Это либо про то, что было, либо про то, что будет. Всё в них – то завтра, то вчера. А нынче-то где? А я хочу, чтобы Миша сегодня жил. В этом всё счастье и есть». Правдами-неправдами, а больше – усилиями слуги Герваськи (актер Владимир Кадоло), то и дело приводящего в шок гадалку (актриса Ирина Вахранёва), она таки смогла подбить ее на сговор с нечистой силой.

Это ж как надо слуг вымуштровать: ради матушки-барыни Герваська готов на все!

И зритель тут задумается: кто же одаривает гения – Бог или его соперник?

– Побывал на воскресной службе в минусинском Спасском соборе, – говорит режиссер Александр Агеев. – Батюшка рассказал историю. Приходит, говорит, в храм человек и спрашивает: «Батюшка, это мне испытание от Бога или искушение от дьявола?». А батюшка ему в ответ: «А какая разница? В любом случае тебе это нужно преодолеть!». Вот и Лермонтов преодолевал, всю жизнь, с невероятными муками:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

И только бабушка не могла с этим смириться: «Ему больно и трудно, а бабушка родная будет сложа руки сидеть? И без стихов люди живут отлично, когда вокруг доброе семейство, милая жена да достаток. А стихи пускай те пишут, у кого денег нет».

Именно это хотела подчеркнуть в своем произведении драматург, киносценарист из Москвы Ольга Михайлова: «Многие считают, что могут сделать что-то с чужой жизнью, хотя это нереально. Реальна только свобода воли, которая дана человеку Богом. Он сам может строить свою жизнь. Но нам хочется что-то улучшить. И тем самым мы часто портим чужую жизнь».

– Это так больно, когда мы, взрослые люди, уродуем детей своей любовью к ним, – отметил Александр Агеев. – Им нужно ошибаться, чтобы получать собственный опыт, извлекать уроки. А когда «Я для Мишеньки все делала!», – это жутко! Сам Михаил Юрьевич Лермонтов писал:

Что без страданий жизнь поэта?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.

Гадалка: «А Бог-то с икон смотрит?» Бабушка: «А у меня тут икон нет»

Даже когда в финале благодаря гадалке Лермонтов и Елизавета Алексеевна наконец встречаются, первое, что он говорит: «Отпусти меня». Душа поэта мечется между небом и землей – бабушка держит его. Но и здесь она стоит на своем: «Если ты не можешь ко мне, то я иду к тебе!», но на этот раз происходящее ей неподвластно. И в самом деле, бабушка Михаила Юрьевича прожила еще четыре года и все это время провела в молитвах. За свою жизнь она похоронила дочь, мужа, зятя, внука... и осталась одна. Всех уничтожила... Своею любовью.

Фото Серафима КРОХАЛЕВА

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №25 (18.628) от 22.06.2023