Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
07 декабря, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
07 декабря, вт

Сергий КРУГЛОВ: «Россия любит полагаться на «авось». И этот «авось» близок к тому, что называется Промысел Божий»

25 ноября 2021
21

28 ноября у православных христиан начинается Рождественский пост, один из четырех многодневных постов церковного года. Это своего рода 40-дневная подготовка к празднованию одного из главных христианских праздников — Рождества Христова.

Мы встретились со священником минусинского Спасского собора иереем Сергием Кругловым, чтобы поговорить не только о том, какие запреты и возможности для духовного развития предлагает Церковь в эти дни, но и в целом о современном православии, о любви, о милосердии, о грехе и покаянии – обо всем, с чем мы сталкиваемся ежедневно, и о том, что, возможно, упускаем в силу суеты и немощи.

— Отец Сергий, понятие поста предполагает самоограничение. А трудно ли в современном мире настраивать людей на самоограничение, когда из каждого утюга нам навязывают идеи толерантности? То, что раньше считалось порицаемым обществом и даже преступным, сегодня требует к себе «уважения и понимания».

— Пост и самоограничение, иначе аскеза, естественны для всех людей, не только для православных христиан. Если человек, например, хочет сосредоточиться на какой-то мысли, но в открытое окно слышно, как рабочие гремят отбойными молотками, а из соседнего окна грохочет какая-то музыка, то он закрывает все окна, иногда вставляет беруши, чтобы сосредоточиться на том, что он делает. Потому для людей, которые постятся, на первом месте должно быть понимание того, ради чего ты это делаешь. Не просто отказаться от мяса и масла, через неделю оголодать и озлобиться до состояния бешеного зверя или слечь в больницу. А задать себе вопрос: «Зачем? Есть ли для меня какой-то важный в этом смысл?»

Если у человека это понимание есть, то пост, как и всякое самоограничение в любом деле, для него превращается в тренировку, в радость, в упражнение, от которого он не испытывает неудобств душевных и телесных.

Согласен, что в современном мире, где стираются нормы морали и нравственности, трудно быть святым человеком и не поддаваться соблазнам. Можно, конечно, выключить телевизор, выбросить гаджет, закрыться в тёмной комнате и никому не открывать дверь. Но надолго ли тебя хватит? Думаю, нет. Мы живем в отпавшем от Бога мире. Мире греховном и, к сожалению, маловерующем. Если греховность сравнивать с болезнью, то этот порок хорошо описал в «Преступлении и наказании» Федор Достоевский: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей, люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные».

Каждое поколение болеет своим временем, стирает одни нормы, вводит другие. Все это продолжается на протяжении веков. И в данном случае повлиять на это можно каждому из нас только примером личного смирения, покаяния, любви и веры в Бога. Как сказано: «Мы, христиане, не призваны сделать так, чтобы Евангелие в этом мире победило, мы призваны свидетельствовать о нём». Мы также можем свидетельствовать о норме. Это может казаться совершенно бесперспективным занятием и сводиться к тому, что «один в поле не воин», «разве может человек противостоять махине зла и разврата?». Может, Христос как раз и стал примером того, как один человек может противостоять злу, пороку и насилию. Другое дело, что мы по своей наивности и немощи не хотим смиряться и терпеть, заточены на видимый и скорый результат. Но так не получится в данном случае. Свидетельствовать о норме, о традициях православия, о заповедях Божьих нужно в каждом конкретном случае, с каждым конкретным человеком, а не кричать об этом на площади…

И дело вовсе не в результате, дело в попытке и желании донести, говоря простым языком, светлое, доброе, вечное, тем, кому «темно» и непонятно в силу разных причин.

Человеческую натуру можно сильно искорёжить, но окончательно уничтожить нельзя, потому что основание всякой души — это то, что дано Богом. И на самом деле люди не могут жить без нормы, без нравственности, без какой-то морали. Но настолько сильно исказились все их представления о принципах жизни, что, когда они об этом слышат, им становится больно. Но ведь боль – это и есть признак жизни. Каждая душа человеческая хочет добра и хочет любви, как бы она этому ни сопротивлялась.

— Не уверена, что с вами согласится молодое поколение тиктокеров, инстаграмщиков, блогеров, которые абсолютно не видят смысла в неочевидном благе. Очевидное благо – это хорошо покушать, потусоваться, заработать быстрые деньги и так далее. А неочевидное – необходимость смиряться, поститься и терпеть, и тогда тебе воздастся.

— Не воспринимаю молодых людей как более отпавших от Бога, чем все остальные. И когда мне говорят, что нынешние дети ничего не хотят делать, умеют только лишь на кнопки в смартфоне нажимать, я задаю встречный вопрос: «Кто дал ребенку этот смартфон в руки?» Ясное дело, родители. Дети воспринимают то, что видят вокруг себя. Важно родителям, прежде чем чего-то требовать от детей, оглянуться на то, как они живут сами, и все станет понятно.

Весь принцип христианства основан на том, чтобы суд начинать с себя.

И молодых талантливых и добрых людей, творческих, которые не хотят лежать на диване с телефоном, тоже хватает в нашем обществе. Другое дело, что молодости свойственны эгоизм, максимализм и бунт. И это объяснимо тем, что, взрослея, человек начинает задаваться вопросами о смысле жизни. А мир взрослых людей чаще ставит цели, нежели отвечает на главные вопросы о смысле. Ты должен учиться, жениться, работать и так далее. Это и порождает бунт, свойственный молодой душе.

Всякое дерево узнается по плодам, а для того чтобы узнавалось дерево, нужно дождаться, когда плоды вырастут, а потом уж судить об их вкусе, внешности и полезности свойств. Потому не стал бы категорично относиться к молодому поколению, ведь основа бунта тоже кроется в Боге. Это поиск смысла жизни в падшем мире. Поиск выхода в свет из темного подвала, поиск свободы.

— Согласитесь, есть бунты созидательные, а есть и разрушительные. Революция 1917 года тому пример.

— Человек создан Богом, душа его по природе христианка, и поэтому, как бы его ни убеждали, что людоедство — это хорошо, рано или поздно его вырвет. На примере революции так и вышло. Настрадались, как говорится, вдоволь, и дошло, наконец, что созидательным путем идти все же правильнее и менее больно.

В каждом человеке есть семечко (образ Божий), которое никаким режимом, никаким укладом, никаким насилием не выдавишь. Другое дело, каким слоем «мусора» это семечко завалено. Но убить его окончательно невозможно. Именно благодаря ему люди приходят в Церковь…

У Церкви есть одна неоспоримая польза — она существует. И человеческая душа, которая ищет Бога, может всегда найти себе опору, ориентир в духовном поиске. «О, купол с крестом, вот туда надо идти». Это не значит, что он там найдет рай. Рая нет на земле. И ангелов он там не встретит, он встретит обычных людей. Но оттуда начнется его процесс преображения.

— В России год за годом всё больше строится храмов, церквей, часовен. Между тем в некоторых храмах, особенно в маленьких приходах, вообще паствы нет. Тем более сегодня, когда пандемия во многом ограничивает людей.

— Строят храмы потому, что материализм – это наше превалирующее мировоззрение. Не атеизм, а именно материализм. В Бога-то люди верят, но видят только материальные проявления божественного. Они считают, что вера в Бога равнозначна иконкам, свечкам, ритуалам. В чем суть языческого жертвоприношения? «Я тебе жертву, а ты мне счастье, радость, здоровье и так далее». И Бог опять исключается из этой цепочки. Но, повторюсь – это не атеизм, это идолопоклонство самого худшего разлива.

Что касается строительства церквей, уже говорил выше, что храм – это видимый знак. Люди, которые тянутся к Богу, они хотя бы могут увидеть купол, пойти в том направлении и, может быть, найти Евангелие, найти Христа. Есть шанс!

Хотя на самом деле христианство – это не храмовая религия. В истории первых эпох христианства храмы как раз были признаками язычества. И мы знаем, что многие языческие храмы были разрушены именно по этой причине.

У православного храма принципиально иное назначение. Христианство в храме не нуждается, потому что христиане могут собираться на евхаристию где угодно. Храм нужен для того, чтобы человек помнил, что он в Церкви не один. У многих людей бывает другая крайность: вот я один сижу дома, молюсь Богу, зачем мне ходить? Особенно этот вопрос обострился во время карантина: можно дома сидеть, молитвы читать, хлеб с вином вкушать…

Главный принцип Церкви – чтобы все собирались вместе ради самого главного таинства Причастия Тела и Крови Христа. Это самая тесная степень соединения с Христом и друг с другом.

Но при этом, конечно, решивши строить храм, прежде всего нужно думать, будут ли люди, которые сюда придут.

— А если не найдутся? Если представить, что через 30-40 лет паствы совсем не останется и храмы превратятся просто в здания, в музеи. Что тогда?

– Это не уникальный процесс, на Западе давно это происходит, и люди научились с этим жить. Поняли, что храм — это всего лишь здание, а сохранять нужно Церковь.

После Великой Отечественной войны, когда знаменитого архиепископа Луку Войно-Ясенецкого перевели служить в Симферополь, он собрал священников и сказал: «Вам будут предлагать разные здания и храмы. Старайтесь выбирать меньшие из них, больше обращайте внимание не на кирпичи, а на души человеческие, потому что люди — это Церковь, а не здание». Да, могут настать прискорбные моменты, когда действительно опустеют здания храмов, и все те, кто собирались в пяти храмах, смогут уместиться в одной комнатке.

Но пока ничего подобного у нас не происходит, слава Богу, Россия укрепляется в православной вере, и будем надеяться, что это укрепление продолжится.

В течение двух с лишним тысячелетий христианской истории всякое бывало. В Албании, например, в свое время все уничтожили, вообще не было ни одного христианина, ни одного храма, ни одного священника. Полностью атеистическая страна. Да и во многих странах пытались это сделать. В 1925 году английский мыслитель Г. Честертон, глядя на ситуацию в христианском мире, написал слова, не потерявшие своей актуальности и по сей день: «Мы знаем, как случилось чудо – молодые поверили в Бога, хотя Его забыли старые. Когда Ибсен говорил, что новое поколение стучится в двери, он и думать не мог, что оно стучится в церковные врата… Да, много раз – при Арии, при альбигойцах, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине – вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти».

И никуда не денутся ни священники, ни прихожане, ни те, кто уже нашел смысл жизни и Христа, ни те, кто находится в поиске. В книге «Откровение Иоанна Богослова» все это написано.

— Да, но многие миряне по-всякому понимают смысл этих откровений, а то и вовсе не могут понять…

— Если кратко, то суть в том, что будет новое небо и новая земля, все плохое из этого мира уйдет, а хорошее останется. Сегодня мы живем в самой сердцевине зла, в нас самих, к сожалению, много зла и мало любви, сострадания. Нам многое трудно понять, и многое не открыто для нас. Это то же самое, что попытаться объяснить слепому человеку, что такое оранжевый цвет и чем он отличается от зеленого. Господь по вере нашей открывает нам, через Святое Писание, через таинства Церкви, и смысл жизни, и путь к спасению души.

— Вы чувствуете присутствие Бога, вам Он что-то открывает?

— Да, но я не могу рассказать, как это выглядит, так пересказать, чтобы человек испытал то же самое. Это все равно, что пересказывать сон. Могу только свидетельствовать, что я ощущаю и чувствую. Чаще всего как-то по-особому всегда чувствуется, что Бог рядом, в минуты, когда я больше всего ослаблен, в минуты скорбей житейских или душевных, в минуты болезней.

Если не верить, что спасутся все и что всё будет хорошо, жить тогда невозможно. Заморачиваться на тему «а как мы, все такие разные, спасемся-то?», не стоит! Рано или поздно придет время, и каждый сам все узнает. А пока думай о том, чем живёшь сегодня. О том, что будет завтра, подумаем завтра.

– Батюшка, вас посещает уныние? Возможно ли вообще унывать, когда Бог рядом, храм рядом?

– Уныние посещает всякого человека. Пока человек жив, он испытывает как телесные, так и душевные боли. Боль – это признак жизни. Но во всяком состоянии есть грань, которую переходить не стоит. Можно поунывать, когда разболелся зуб, человек же мучается от этого? А можно довести уныние до того, что мир перестанет быть ярким, жизнь перестанет иметь смысл. Уныние не должно повреждать в тебе самую основу личности, образ Божий. Иначе человек просто превратится в чудовище из фильма ужасов. Тогда без покаяния не спастись от этого «зверя» никак. Люди страдают, болеют, мучаются, так как живут в павшем мире. Как говорил Владимир Маяковский, «для веселия планета наша мало оборудована»…

Но чем замечательна Россия, так это тем, что она, при всех обвинениях ее в разгильдяйстве, неимении рационального планирования и так далее, любит полагаться на «русский авось». И этот «авось», которым многие корят русского человека, видится мне, например, очень близким, каким-то своим краем, к тому, что называется Промысел Божий. Когда человек положился на Бога, мол, будь что будет, и вышло всё хорошо. Потому что ты уповал на Бога в этот момент, забыл о самости своей, и Бог помог, и ты получил личный, не услышанный в проповеди, опыт общения с Ним, Его отношения к тебе...

Господь наш Иисус Христос более двух тысячелетий не покидает своих чад, любит их и взывает через Святое Евангелие: «Веруйте, по вере вашей да будет вам».

А я поздравляю всех православных христиан с предстоящим Рождественским постом. Радуйтесь, ибо грядет Великий праздник Рождества Иисуса Христа.

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №47 (18.546) от 25.11.2021