Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
19 октября, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
19 октября, вт

Раннее развитие с умом

17 мая 2021
8

Следуя современным тенденциям воспитания, многие родители стремятся привить своему ребенку как можно больше знаний и умений, начиная с самого раннего возраста. Является ли развитие малыша с рождения необходимостью, попробуем разобраться.

Традиционно специалисты называют «ранним» возраст ребенка от года до трех лет, но под «ранним развитием» понимаются методики, применяемые к детям с самого рождения. Идея целенаправленного участия взрослых в развитии ребенка в раннем детском возрасте поддерживается практически всеми психологами, однако единого мнения относительно эффективности занятий и методик не существует, поскольку они во многом зависят от педагога и формы организации занятий.

Психическое развитие ребенка – очень тонкий и длительный процесс, поэтому некоторое представление о том, как проходит тот или иной этап, поможет родителям не только лучше понять своего ребенка, но и выбрать подходящие формы и методы его развития.

В возрасте с рождения до 1 года малыш проходит этап психоэмоционального развития, и самым важным человеком для него в этот период является мама. Именно мама имеет очень тесную связь с малышом и инстинктивно дает ему то, что так необходимо: ласку, любовь, заботу, улыбку. Она рассказывает малышу простые стишки, целует, носит на руках, ловит его взгляд. Первый год жизни ребенка – это еще и период интенсивного роста и физического развития. Например, с 6 месяцев ребенок может уверенно удерживать в руках предметы и игрушки. На основе манипуляций с предметами (схватывание, притягивание, ощупывание, отталкивание, извлечение звуков, обследование губами и языком) малыш выделяет их постоянные свойства. Дети учатся ползать, что расширяет ориентировку в окружающем мире. Большую пользу здесь приносит физический и эмоциональный контакт с родителями, массаж, плавание.

В период следующего возрастного этапа (от 1 года до 3 лет) манипулятивно-предметная деятельность ребенка является ведущей, а это значит, что малыш обнаруживает вокруг себя множество предметов, стремится их исследовать, узнать их названия и научиться применять в жизни. В процессе освоения предметного мира развиваются все виды восприятия, на основе которых формируются представления о свойствах предметов, их назначении, общие понятия, развивается мышление, расширяется и обогащается словарь ребенка. Речь становится средством более активного общения. Формируются первые игровые умения: дети усваивают способы действий с разными игрушками и предметами. Чтобы ребенок смог правильно научиться использовать окружающие его предметы по назначению, он сначала должен увидеть, как это делает взрослый. Также совершенствуется моторика – ребенок учится координировать свои движения: ходить и одновременно действовать руками, подниматься и спускаться по лестнице, бегать, прыгать, подлезать, приседать, кататься на трехколесном велосипеде. К концу второго года малыш уже может бросать мяч, чертить карандашом, пользоваться ложкой и чашкой, перелистывать страницы в книге, строить из 2-4 кубиков «башню». В этот период ребенок нуждается в одобрении своих удачных действий, а значит, взрослый должен активно сопровождать развитие ребенка, быть рядом, обучать, поддерживать.

В возрасте от года до трех лет педагоги могут только помочь родителям, но никак не заменить их. Специалист работает с малышом над формированием навыков, дает рекомендации о том, как играть с ним, чтобы в будущем можно было легче освоить чтение или счет.

Если бездумно и бессистемно обучать ребенка всевозможным навыкам и знаниям, то можно получить следующие негативные последствия: усиление умственных нагрузок на незрелый мозг ребенка без двигательной и игровой деятельности приводит исключительно к механическому применению знаний; при высоких интеллектуальных показателях малыш может оказаться довольно беспомощным в быту – не уметь самостоятельно одеться или застегнуть курточку, не знать, что стоит подуть на горячее, чтобы не обжечься, и прочее.

Поэтому важным является разносторонний подход, основанный на понимании психофизических закономерностей развития ребенка. Не стоит все время посвящать только чему-то одному (например, изучению языков или спорту). Рекомендуется одно занятие составлять из пятиминуток с изменением вида деятельности. Нельзя забывать о физическом развитии – плавание, детская аэробика и др. Оптимальным графиком будет 2-3 занятия в неделю. Ошибочно мнение, что если полностью составить график из занятий и развивающих методик, то личность будет более развитой, – ведь родители должны предоставлять малышу свободное время для усвоения полученного опыта, возможности проявления спонтанности действий.

В помощь родителям, воспитывающим детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет), в КГБУ СО Центр семьи «Минусинский» проводятся занятия в семейных группах «Растем вместе», направленные на развитие социальных и коммуникативных умений, познавательной сферы детей, социализацию семьи, формирование позитивных эмоциональных отношений в системе «родитель – ребенок» и повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Получить более подробную информацию и записаться на занятия в группу «Растем вместе» можно по телефону 2-16-46 или по адресу: ул. Советская, 31 Б, кабинет 17.

Валерия УПИРОВА, заведующая отделением психолого-педагогической помощи Центра семьи «Минусинский»

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №19 (18.518) от 13 мая, 2021