Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
07 декабря, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
07 декабря, вт

Игра в жизни ребенка

12 ноября 2021
0

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский


Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игра – это жизнь ребенка, источник развития моральных качеств личности, развития личности в целом.

Фото iq-babypalace.ru

В каждом возрасте у человека есть ведущий вид деятельности. Это то занятие, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности, развитие всех навыков, знаний и умений. Для ребенка такой деятельностью является игра. Дети играют везде: дома, в детском саду, на улице, в гостях. Именно с помощью игр ребенок развивается так, как ему и положено по возрасту: формирует навыки, которые потом помогут ему учиться. Игры в жизни ребенка должно быть не просто много, она должна усложняться и постепенно переходить в другой вид деятельности.

Игра ребенка – это и развлечение, и обучение, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и познание жизни взрослых, и коррекция детско-родительских отношений.

Сейчас все чаще встречаются дети, которые практически не играют с другими детьми. Совместные детские игры вытесняют компьютер и телевизор. И как ни странно это звучит, но взрослые должны научить ребенка играть.

Для ребенка любого возраста игра – это главное действие. Это наиболее доступный способ познания окружающего мира. Именно так дети получают новые эмоции, учатся контролировать себя, начинают понимать принципы и законы мироздания. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

Первая игра с мамой начинается сразу после появления малыша на свет – испытывая большую потребность в ее доброжелательном внимании и, главное, понимании своих сигналов, он замечательно включается в игру «ку-ку» и показывает радость от такого взаимодействия.

В раннем возрасте появляется режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделены игровым смыслом (кубик двигает как машину). Такие игры непродолжительны и возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Игра, в основном, носит индивидуальный характер. Единственным партнером ребенка в этот период является игрушка (дети вместе еще не играют, а играют сами по себе), поэтому часты конфликты из-за игрушек.

Также многие дети любят танцевать под веселую ритмичную музыку. Устраивая танцевальные разминки, мама может показывать малышу новые движения, знакомить с новой музыкой, тем самым развивая у ребенка координацию движений и пространственную ориентировку. Необходимо помнить, что на данном этапе родители являются почти единственным примером для подражания, поэтому взрослые должны проявлять терпимость.

В дошкольном возрасте появляется ролевая игра. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей. Игра не может развиваться без частого и полноценного общения со взрослыми. В каждой игре есть участники: дети, куклы, игрушки и другие предметы.

В младшем школьном возрасте утрачивается интерес к игре. Игровая мотивация постепенно уступает место учебной. Теперь действия выполняются ради конкретных знаний и умений.

Игры, в которые любят играть дети

Игра «Магазин»

Детям очень нравится играть «в магазин». В такой игре правила просты и понятны. Ребенка привлекают атрибуты магазина и продавца. В игре используются ценники, муляжи фруктов, пустые коробочки и баночки. В роли денег выступают простые бумажки, часто листья. В процессе игры дети учатся общаться между собой и со взрослыми. Закрепляют нормы поведения, принятые в обществе (здороваются, прощаются и т.д.), а также учатся примерять на себя роли взрослых (продавцы, покупатели). Знакомятся с названиями отделов (хлебобулочный, фруктовый, молочный и т.д.)

Игра «Больница»

Каждый ребенок сталкивается с посещением больницы, в частности врача. Поэтому дети хорошо знают, как ведет себя врач, и сложностей с этой игрой обычно не возникает. Также ребенок в процессе игры изучает роли взрослых в больнице: чем занимаются регистратор, медицинская сестра и врач. У ребенка есть возможность исследовать себя и свое тело: потрогать, подвигать и т.д. Игрушки выступают в роли пациентов, которых можно лечить и ставить уколы.

Игра «Школа»

Дети школьного возраста часто играют «в школу» или «в учителя». Они уже знают четко обязанности учителя и стараются их воспроизвести в игре. Все необходимое для игры легко найти дома: стол, стул, ручка, карандаш, линейка, лист бумаги и т.д. Линейка может выступать в качестве указки, а любую книгу можно использовать как учебник. Для звонка с урока и на урок используют колокольчик или любой звенящий предмет. В основном дети копируют своего учителя: его жесты, движения, мимику и даже походку.

Шалаш из подручных средств

Дети очень любят что-то строить, собирать, городить из предметов домашней обстановки. Здесь специальные атрибуты не нужны. Шалаш, построенный из стульев, простыней, подушек – это место для отдыха и уединения, свободное от родительского контроля. Ребенок создает пространство по собственным правилам и своему желанию. При строительстве шалаша развивается воображение и креативность.

Игра в волшебников и магию

Такие игры притягивают детей своей загадочностью. Ребята могут демонстрировать друг другу или взрослым какой-то фокус, например показанный в садике. Также активно в игре могут участвовать взрослые. Можно придумать какой-нибудь волшебный квест и вместе с ребенком его пройти. Здесь уже потребуется фантазия и воображение. Взрослым важно помнить, что активную роль в этой игре занимает ребенок. Такие игры вызывают бурю радостных эмоций.

Как играть с ребенком

Важно чувствовать ребенка, его настрой, понимать язык и обращать внимание на интересы. Понаблюдайте, после каких событий ребенок играет в спокойные игры, а после каких – наоборот. Во что он играет, когда возвращается из садика?

С ребенком четырех лет можно играть во всякого рода словесные игры, которые хорошо развивают слуховой анализатор, то есть умение слышать и слушать. Идет активное запоминание новых слов, пополняется активный словарь ребенка.

На пятом году жизни дети определяют взаимное расположение предметов в пространстве. Можно ребенку в этот период предлагать игры на развитие воображения.

Ребенок шестого года жизни стремится к самостоятельности. В этот период можно поручать ему посильные дела, моделировать игровые ситуации, требующие от ребенка решительных действий. На данном этапе важно подключать игры, требующие усидчивости и концентрации внимания.

Игры бывают плодотворными в том случае, если малыш сам проявляет интерес, без давления со стороны взрослых.

В нужный момент ребенок сам пригласит вас в свою игру. Идите за ним, играйте по его сценарию.

Не расстраивайтесь, если в какой-то момент ребенок не хочет пускать вас в игру. Значит, сейчас для него важно поиграть самому. У ребенка непременно должно быть время и место для игры, когда он может играть наедине с самим собой. Это развивает самостоятельность, формирует личное пространство.

Также взрослым важно помнить и о совместной игре с ребенком. Не обязательно все время сидеть рядом с ним. Например, можно вместе с ребенком наводить порядок дома. Мама, вытирая пыль со знакомого ребенку предмета, может попросить вспомнить отличительные признаки и свойства этого предмета (машина, кукла, кубик, мячик и т.д.).

Также можно во время прогулки с ребенком понаблюдать за птицами, облаками и внимательно их рассмотреть (цвет, форма и т.д.). В этой ситуации ребенок будет чувствовать ваш интерес и участие в игре.

Все игры должны быть подобраны с учетом возраста и развития детей. Правила игр должны требовать от них не просто повторения тех или иных действий, а приучать выполнять работу осмысленно.

В наше время развивающих игр очень много. Можно придумать и свои собственные – все зависит от фантазии и творчества взрослого, желаний ребенка. И самое главное, почаще вспоминайте, как это – быть ребенком. Во что играли вы в детстве, как играли с вами родители, чего хотелось, а чего нет. В каждом из нас сидит внутренний ребенок, который может помочь в любых ситуациях в отношениях с собственными детьми, в том числе и понять роль игр в жизни ребенка.

С. ГАРБУЗОВА, социальный педагог Центра семьи «Минусинский»

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №45 (18.544) от 11.11.2021