Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
19 октября, вт
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
19 октября, вт

«Идолы Енисея» – запечатленные тысячелетия

7 октября 2021
33

На минусинской земле прошли съемки научно-популярного фильма.

В скором времени зрителям представят фильм-энциклопедию, в котором оживет история народов, оставивших после себя каменные изваяния в сибирских степях.

О фильме, отснятом на минусинской земле, специально для читателей «Власти труда» рассказал режиссер, автор и продюсер научно-популярных фильмов, руководитель студии «Петроглиф» Дмитрий ЛАЗУТКИН.

Дмитрий Лазуткин: «Документальное кино запечатлевает время»

– Дмитрий, вы выбрали юг Красноярского края и Хакасию потому, что здесь этих возвышающихся в степях камней так много, что впору Минусинскую котловину называть музеем древнего мира под открытым небом?

– Дело в том, что вообще саму котловину давным-давно уже называют «археологической Меккой», потому что здесь древностей столько, что хватит не на один десяток, а то и сотню музеев. Но, забегая вперед, скажу, что не только степи будут в нашем фильме, но и тайга. А вот о какой тайге и уникальном объекте в ней мы расскажем – вы узнаете из нашего фильма.

Со стелами ситуация другая. Крупных собраний стел – каменных изваяний – в России всего три: в Петербурге в Эрмитаже, в Хакасском республиканском краеведческом музее им. Л.Р. Кызласова и в Минусинском краеведческом музее им. Н.М. Мартьянова. А поскольку мы все-таки патриоты Красноярского края, да и фильм делается на средства краевого гранта «Документальное кино Красноярья», соответственно, и выбор пал на Минусинск. Огромное спасибо Министерству культуры Красноярского края за поддержку документального кино. Ведь все, что мы видим и слышим вокруг каждый день, – это документ. Помню, через 18 лет привез фильм на то место, где он снимался, и зрители, в том числе и я, вдруг стали смотреть его как кинохронику. Документальное кино запечатлевает время, и «Идолы Енисея», по сути, – это запечатленные тысячелетия.

– Насколько я знаю, экспертами для фильма вы брали исключительно местных жителей. Этому есть причина?

– Главный научный консультант нашего фильма – Сергей Фокин, археолог, кандидат исторических наук, ведущий специалист краевого краеведческого музея. Но в Минусинске действительно оказалось немало специалистов, которые могут много чего поведать по выбранной нами теме. Они знают музей, историю появления изваяний в нем. Я бы даже сказал, что они ближе к той самой земле, на которой расположены стелы. И это тоже сыграло свою роль, потому что минусинцы, не в обиду будет сказано ученым других городов, более тепло относятся к историческому наследию своей земли, и это слышится в их голосах, чувствуется, что они рассказывают именно о своей малой Родине. Благодаря такому отношению наш фильм будет более искренним, богатым на эмоции и чувства. Очень благодарны коллективу Минусинского музея имени Мартьянова за радушный прием, помощь в съемках, которая позволила отработать быстро и качественно, не стесняя посетителей и не нарушая график экскурсий.

никальность Александра Шастина – в умении видеть множество вариантов кадра

– Расскажите, как появилась идея создать такой фильм. Зачем он нужен?

– Когда был закончен сериал «Древняя история Сибири», очень много собранного материала оказалось за бортом. Настолько интересного и познавательного, что стало понятно: нужно продолжать тему. Но сосредоточиться конкретно на изваяниях окуневской культуры, тюркоязычных народов.

Вообще, если говорить о том, зачем нужны такие документальные фильмы... Хотим мы того или не хотим, это наша история, и мы обязаны ее знать. История заселения красноярских земель начинается не с приходом русских в Минусинскую котловину или даже на территорию нынешнего Красноярского края или бывшей Енисейской губернии. Это был долгий процесс, скачкообразный, и он заслуживает нашего внимания.

Романтика еще в том, что за это время изменилось наше восприятие мира. Очень хочется напомнить людям, какой наш мир на самом деле. Мы очень редко сейчас смотрим на звезды и небо, да мы за временем-то сейчас следим по смартфонам, жить не можем без интернета, который уже настигает нас в степях, на ледниках, в горах, ущельях и пещерах... А когда-то люди жили совершенно по-другому, и время у них текло по-другому. Мир они делили на три части – верхний мир божеств, земной мир, где обитали люди, ну и подземный мир, куда лучше не соваться – мир подземных сил и демонических чудовищ. И это восприятие мира отражалось в быту. К примеру, люди окуневской культуры устанавливали специальные каменные стелы, обращая их на восток, приветствуя таким образом Солнце. А мы сегодня как приветствуем Солнце? Да никак. Особенно те, кто живет в городах-миллионниках, где вообще не замечают, есть оно на небе или нет. За суетой наших дел мы потеряли способность чувствовать романтику этого мира. Так, может, пора об этом задуматься?

Талантливому Ивану Глушанкову достаточно наметить план съемок

– Так вы даете ответ в своем фильме на вопрос, что такое «идол» – статуя, истукан, кумир, памятник? Может, их лучше вообще обходить стороной, а не тащить в музей? Не опасаетесь ли, что, как во всех приключенческих фильмах про идолов, вскрыли какую-то тайну, несущую проклятье всей съемочной группе?

– Проклятий на группу мы точно не навлекли. Наши фильмы по археологии воспитали нас. Мы, к примеру, никогда не дотрагиваемся до наскальных рисунков, не стараемся что-то вывернуть, выдернуть, взять какой-то камушек себе на память. Но это скорее от желания не навредить памятнику археологии, чем из-за какого-то поверья, хотя... кто знает, кто знает.

Стоит ли тащить все каменные изваяния в музей? Не уверен. Кое-что надо оставлять в степях, так сказать, на «родном месте», где все вокруг создает именно ту картину, что наблюдали те, кто жил здесь тысячи лет назад.

Никаких определений мы не даем, поскольку считаем своих зрителей людьми умными, начитанными, которые стремятся к познанию нового, а у наших фильмов именно такая аудитория. Но, признаюсь, и к нашим фильмам некоторые пишут комментарии по типу «все произошли от славян», «славяне мясо не ели», «у славян мамонты были домашними животными, которых они доили»… Ну, посмеешься и дальше работаешь.

Алексей Дешеков не только снимает «воздух», но и отвечает за компьютерную графику фильма

– И все-таки интересно: неужели можно сегодня заинтересовать молодежь древней историей? Разве что использовать все возможности современного кино: 2D и 3D графика...

– Чтобы заинтересовать молодежь древней историей, нужно прежде всего не переборщить с лекционным форматом. Современная молодежь – в основном визуалисты, им все надо не только рассказать, но и показать: найти образы, красивые пейзажи. Если ты не можешь найти это в мире, – делай графику, находи прорисовки. Вот, кстати, как раз из-за красивых пейзажей у нас и подзатянулись съемки: пять пейзажных кадров, снятых с квадрокоптера, пришлось переснимать. Потому что зритель должен увидеть именно ту степь, в которой жил и существовал его далекий предок.

Да, сегодня намечается тенденция к облегчению научно-популярных фильмов. Один из известных документалистов сетовал: если раньше мы писали сценарии, рассчитывая на уровень знаний школьника шестого класса, теперь – третьего. Не думаю, что всё так плачевно, но интерес у молодежи сегодня действительно непросто вызвать. Отсюда эти квесты в музеях, история в комиксах и т.п. В научных книгах все изложено сухо и сжато, а вот научно-популярные книги и фильмы можно украсить преданиями, легендами и т.п. Фильмы нашей студии строятся так: популярное – с меня как режиссера и сценариста, а научное – с историков, археологов и этнографов. И, на удивление, мы друг другу дорогу не переходим.

– Расскажите о коллегах, почему выбрали именно их для воплощения своих идей?

– Для меня как для режиссера и продюсера этот фильм оказался достаточно сложным по одной простой причине: я пригласил оператора-постановщика. Александр Шастин – оператор, крутой профессионал. Но сложность состояла в том, что я привык никому и ничего не объяснять. Заранее все описываю в режиссерском сценарии, каждый кадр словами, сколько на него приходится текста, его хронометраж, движение камеры, света. И что самое удивительное: за почти 30 лет работы все эти кадры, рожденные в моей голове, потом воплощались на экране. И даже в случае изменений мне не приходилось советоваться с кем-то еще, что значительно ускоряет весь процесс. А тут пришлось объясняться с другим человеком. Но уникальность Саши в том, что он сходу предлагает множество вариантов кадра, в том числе и тот, который изначально не приходил мне в голову, но здесь, когда свои условия диктует уже съемочная площадка, материал, время, он оказывается идеальным. Так что мы быстро нашли общий язык и работали как единое целое.

С Иваном Глушанковым мы снимаем уже второй фильм, он в этом году окончил первый курс журфака СФУ, так что в будущем – профессиональный журналист. Но уже сейчас он самостоятельно снимает фильмы, получая за них призы. К примеру, на медиафестивале «Сретенская свеча» его фильм «Пастырь» в этом году занял первое место. С Ваней у нас сложился такой симбиоз, что ему достаточно наметить план съемок, не объясняя, как это будет в монтаже, как это будет впоследствии трансформироваться. И благодаря этому мы можем работать параллельно в две камеры.

И Алексей Дешеков – наш «Летун», человек, который снимает «воздух», то есть отвечает за все съемки с квадрокоптера. Алексей – художник, в этом фильме ему выпала еще большая нагрузка и по компьютерной графике. А еще Алексей – популярная личность в социальных сетях, с ним даже иногда пройти где-нибудь непросто: обязательно кто-нибудь догонит и попросит сфотографироваться.

Но при всех наших особенностях и сложностях характеров мы можем уживаться друг с другом, – а это немаловажный фактор при создании фильма!

История заселения красноярских земель начинается не с приходом русских...

– Итак, когда же и где можно будет увидеть фильм «Идолы Енисея»?

– Первый показ фильма состоится в Минусинске! Постараемся успеть к декабрю, к Мартьяновским чтениям. Приглашаю всех! Будет интересно!

Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №40 (18.539) от 07.10.2021