Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
08 декабря, ср
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
08 декабря, ср

Третий пост. М.Злобин. "Тютчев Алексей Иванович"

21 ноября 2016
968

Сегодня день рождения моего старинного друга Михаила Васильевича Злобина, инженера, библиофила, краеведа... С его разрешения публикую одну из его работ - разыскание о декабристе Тютчеве.

Алексей Иванович Тютчев родился в 1801 году. Отец его - дворянин, помещик Брянского уезда Орловской губернии, капитан в отставке Иван Иванович Тютчев. Мать - Мария Алексеевна Мачихина. За отцом числилось 328 душ, заложенных в Опекунском Совете и более 60 тыс. руб. долга. Имение Ивана Ивановича Тютчева находилось под Брянском, где и проходило детство будущего декабриста. В семье Тютчевых были еще 4 сына: Сергей, Федор, Михаил, Иван и дочь Варвара.

Род Тютчевых древний. Исходит от Захария Тютчева, того самого, который в 1380 г. был посланцем князя Дмитрия Донского к хану Мамаю, был и участником Куликовской битвы с татаро-монгольскими полчищами. Внук Захария Тютчева, Борис Матвеевич Тютчев, был воеводой и ходил на Черемису в 1463 г., а в 1464 г. был воеводой в г. Суздале; в 1471 г. — разбил непокорных новгородцев на речке Шиленге. Его сын, Петр Борисович, имел в свою очередь трех сыновей: Даниила, Якова, Афанасия. От Даниила Петровича Тютчева пошло потомство, из которого в 1803 г. на свет явился русский поэт Федор Иванович Тютчев. А потомство Афанасия Петровича Тютчева — произвело будущего декабриста Алексея Ивановича.

Детские годы декабриста прошли в имении его отца, которое находилось под Брянском. С 1813 г. воспитывался в Петербургском Морском Кадетском Корпусе; был обучен «по-российски, по-французски, по-немецки, истории, геометрии, алгебре». Этих знаний было достаточно, чтобы служить в лейб-гвардии Семеновского полка, в который он перешел в 1815 г. В 1819 г. , 8 февраля, произведен в прапорщики. А 15 декабря 1819 г. в подпоручики. Для Российских вооруженных сил Семеновский полк, сформированный как «потешный» при Петре I (в 1680 г.), к 1820 г. был символом боевой славы империи. В октябре 1820 г. Семеновский полк восстал против насилия и произвола над солдатами-гвардейцами со стороны некоторых лиц из офицеров полка. Это событие вошло в историю Российской армии как «Семеновская история». «Стихийное выступление солдат было важной вехой на пути выработки стратегии и тактики тайных обществ». Восстание продолжалось всего 2-е суток, и без единого выстрела было подавлено. Но, несмотря на это, «Семеновская история» имела большой отклик в обществе по той причине, что восстала особая, привилегированная воинская часть, родившаяся одновременно с Российской империей.

В 1820 г. в Семеновском полку служили братья М.И. и С.И. Муравьевы-Апостолы, М.П.Бестужев-Рюмин и А.И.Тютчев.

В 1825 году А.И.Тютчев вступил в тайное общество «Соединенных славян». Все офицеры–семеновцы, вступившие в тайное общество, были ревностными агитаторами идей тайных обществ. Как и их однополчанин по бывшему Семеновскому полку Сергей Муравьев, декабрист А.И.Тютчев видел в бывших семеновцах опору будущим выступлениям. Он говорил им: «Мы, было, начали дело в Петербурге, но не кончили, здесь надо кончать. А вы постарайтесь подготовить своих товарищей к сему». И надо отметить, что после разгрома восставшего Черниговского полка, следственная комиссия по делу о «Восстании Черниговского полка» установила, что практически все нижние чины, бывшие семеновцы, общим числом 141 человек, которые служили в полках 8-й пехотной дивизии, были связаны с декабристами.

«Общество соединенных славян» в своем первоначальном виде возникло весной 1818 г., одновременно с тайным обществом «Союз благоденствия». Оба общества возникли, независимо друг от друга и до поры до времени каждая из них не знала о существовании другой. Цель «Славян»: «Введение в России чистой демократии, уничтожающей не только сан монарха, но и дворянское сословие, и все сословия и сливающее их в одно — гражданское. Объединение всех славян в федерацию славянских республик».

Летом 1825 г. на маневрах в местечке Лещин (в 15 км от Житомира) Алексей Тютчев неожиданно встретился со старыми товарищами по службе в Семеновском полку: Сергеем Муравьевым-Апостолом и Михаилом Бестужевым-Рюминым. Последний, зная Тютчева, как человека, весьма настроенного против существующих в России антинародных порядков: взяточничество, казнокрадство, антигуманное крепостничество, жестокая и долгая служба солдат в армии, придворные интриги и т.п. заметил: «Нам надо самим отыскать свободу!» И тут же сделал предложение Тютчеву: «Не хочешь ли вступить в члены одного Тайного общества?!» От неожиданности Алексей Иванович не мог скрыть своей растерянности; он ведь сам недавно стал членом тайной организации. И вдруг по соседству с ними существует еще одно тайное общество. «Стал расспрашивать о целях их тайного общества и понял, что есть много такого, что их объединяет, вернее, сближает. И тогда, без ведома своих товарищей, сказал, что у них в полку тоже имеется тайная организация - «Соединенные славяне». Теперь уже от сообщения Тютчева пришли в изумление его старые знакомые по Семеновскому полку.

Заслуга Тютчева состоит в том, что с одной стороны он рассказал руководителям «Южного общества» об организации «Славян», нарушив при этом святую, но суровую клятву. И эту промашку ему были вынуждены простить, поскольку с другой стороны, он помог своим товарищам «Славянам» преодолеть кризис, заключавшийся, в том, что они не были удовлетворены найденными ими организационными формами, и - сблизиться с «Южным обществом». Декабрист И.И. Горбачевский в своих «Записках» об этом факте сообщает: «Открытие Тютчева внезапно разрешило кризис: есть какое-то общество с определенными революционными целями, сильное, опирающееся на мощные части войск, с готовой конструкцией. Это было как раз то, чего желали «Славяне», мечтавшие о немедленном действии».

Капитан Тютчев выступил с ротою 4-I в поход за идею и свободу , следуя с батальоном Пензенского полка в Житомир. Но к этому времени с Черниговским полком было уже покончено. Внезапность развернувшихся событий, несогласованность в действиях командиров, разбросанность по селениям полков, отсутствие четкой связи между командованием привели к поражению на юге.

Начались аресты. 20 января 1826 г. арестован А.И.Тютчев и доставлен из Житомира в Петербург на главную гауптвахту - 31 января 1826 г. В тот же день препровожден в Петропавловскую крепость с запиской императора Николая: «Присылаемого Тютчева посадить по усмотрению и содержать строго в №18 Невской куртины.»

Следствием в вину Тютчеву установлено: «Капитан Тютчев участвовал в умысле на цареубийство согласием; участвовал в умысле бунта возбуждением и подговором нижних чинов и знал о приготовлении к мятежу.» «Осужден, как государственный преступник по 2-му разряду к политической смерти, т.е. положить голову на плаху, а потом сослать вечно в каторжную работу». (По этому разряду осуждено 17 декабристов, из них пятеро впоследствии после каторги проживали в Минусинском крае: Тютчев, Фролов, Киреев, братья Крюковы. После конфирмации, т.е. утверждения приговора верховного суда государем, сроки каторжных работ 14 декабристам, в т.ч. минусинцам, снижены до 20 лет).

На допросе Тютчев признал, что общество славян имело для достижения своей цели — уничтожить августейшую императорскую фамилию и что он, Громницкий, Лисовский изъявили о готовности их на убийство императора.

17 августа 1826 г. отбыл в форт Слава, в Роченсальме (Финляндия), а затем отправлен в Сибирь с прибытием в Читинский острог 24 декабря 1827 г.

По окончании срока каторжных работ(по указу 14-XII-1835г.) А.И.Тютчев был обращен на вечное поселение в с. Курагинское Минусинского округа, куда прибыл в июле 1836 года. (Биографический справочник «Декабристы» изд. Наука 1988г.), по другим источникам - в марте 1836 г. («Сибирь и декабристы», №5. Восточно-Сибирское изд. г. Иркутск 1988 г. стр.238-271. ;публикация Ю.П.Павлова и И.В.Воробьева «Декабристы в Сибири» (справочные материалы и к ним приложение «Места каторги и поселения декабристов»). Но, видимо, первые данные более достоверные, так как согласуются с воспоминаниями декабриста Н.В. Басаргина: «Наконец наступил и наш срок к отъезду. Выехали из Петровского завода ровно через десять лет после сентенции, т.е. в июле 1836 г… В нашем разряде находилось 19 человек и в числе их Киреев, Тютчев, Фролов и я».

«А.И.Тютчев был на поселении в с.Курагинском Енисейской губернии, жил гражданским браком с крестьянкой Екатериной Жибиковой, имел 4-х детей». «Пока жили молодые в доме ее (жены Евдокии Петровны Жибиновой - А.Б.) братьев, то вели совместное хозяйство. С появлением детей приобрели отдельный свой домик. И с этого момента с/хозяйством декабрист почти никак не занимался, живя на казенное пособие и средства, присылаемые ему сестрой Бердяевой Варварой Ивановной из Петергофа. Других определенных занятий у Тютчева не было, поскольку в Курагинском отсутствовали какие-либо казенные службы, если не считать в пределах волости золотых приисков, на которые в то время было много охотников из селян и пришлых людей. В связи с чем продукты в Курагинском были значительно дороже - только по этой одной причине, а так же по сырому таежному воздуху - Мозгалевский , а вместе с ним и Тютчев, пишут прошение 9.03.37 г. о переводе в Минусинск. Им разрешают, но только в д. Тесинскую, откуда Тютчев вскоре возвращается обратно в Курагинское». По сообщению краеведа А.Косованова, сделанному в 1925 г., к 100-летию «Восстания декабристов» , написанному со слов детей Тютчева и местных старожилов с. Курагинского, декабрист А.И.Тютчев пользовался у местного населения любовью и уважением. «…Он учил детей деревенских грамоте, писал крестьянам прошения и письма; по судебным делам своих сельских клиентов приезжал иногда в Минусинск, где посещал своих товарищей-декабристов. Любил рыбную ловлю и особенно охоту, бродя с ружьем по островам реки Тубы. Старожилы говорили, что он был замечательным стрелком, стрелял из окна своего дома в табуны (стаи) летящих гусей, и что всегда выбивал по несколько гусей. В обществе всегда бывал желанным гостем, веселым собеседником, юмористом, прекрасным рассказчиком анекдотов из придворной жизни и отличным певцом. Песни Тютчева еще на каторге утешали многих товарищей и вызывали настоящий восторг. Особенно хорошо пел Алексей Иванович народные песни и чаще всего песню Александра Бестужева «Что не ветер шумит во сыром бору».

«В последние годы А.И.Тютчев стал пьянствовать и умер в 1856 г. от горячки, за 6 месяцев до амнистии. Печальная судьба его потомства: сын Петр утонул, жена сошла с ума и скоро умерла. Дочери вышли замуж за простых людей и уехали. До глубокой старости жил в с. Курагинском его сын Алексей Алексеевич. (Из воспоминаний П.М.Сайлотовой в пересказе В.А.Ляховича. «Сибирь и декабристы» №5 изд. Иркутск).

24 января 1856 г. скончался декабрист Алексей Иванович Тютчев, 54 лет от роду и погребен в ограде Курагинской церкви, против южных дверей.

На сохранившейся могиле А.И.Тютчева в с. Курагино уже в Советское время IV-1995 г. установлен памятник, выполненный скульптором А.Х.Абдрахимовым. Одна из улиц села и Дом пионеров названы именем Тютчева.

В селе Хотылево Брянского уезда Алексею Ивановичу Тютчеву на одном из домов установлена мемориальная доска.

Так закончился жизненный путь, славного и верного сына России, одного из активных участников восстания декабристов на юге России — А.И.Тютчева. «Тучи проходят, звезды остаются» — такими словами сказал о движении декабристов А.И.Герцен. «А.И.Тютчев не был звездой первой величины, но свет этой звезды так же ярок и негасим.»

М.Злобин, краевед