Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
08 декабря, ср
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Минусинск
08 декабря, ср

Четырнадцатый пост. Мартьяновские чтение (идем дальше)

16 декабря 2016
665

 

Я выступал с двумя сообщениями.Первое:Тесинские Болотниковы. История переселенцев

Пара цитат: 

История подлинна, ценна и интересна, только когда она ЖИВАЯ. Ее важно не просто формально описать, статистически измерить, объяснить причинно-следственными связями, но и понять, согреть человеческим теплом, эмоционально окрасить. А для этого как раз и необходимы научные, творческие, батальные реконструкции прошлого; интерактивные музейные пространства; новые методы исследования и преподавания; написание фамильных историй и воспоминаний[1].

"...Багыс Змитра Болотников стал Борисом Дмитриевичем. Работал старостой...  бондарем… пасечником. Что, наверное, не исключало исконного крестьянского труда в поле и на огороде. Выращивание хлеба насущного, репы, картофеля, других овощей; а ещё - домашний скот, покосы, заготовка дров...

 Бондарство и бортничество... Это профессии тоже не для рядового крестьянина, не каждый заводил качественный столярный инструмент, не все умели обращаться с медоносной пчелой. Бондарю, как минимум, присущи терпение, скрупулезность, настойчивость и некоторый художественный навык.  Пасечнику... да, пожалуй, те же черты натуры. А вот работа старостой даже в деревне, где «несколько десятков домов», то есть выборным лицом в земской общине, скорее всего обнаруживает в дедушке Борисе природные способности и организаторские качества характера. Например, решительность, ответственность, нестандартное мышление... Не они ли и подвигали его к поиску лучшей доли, даже с помощью переселения в тьмутаракань с прозванием «Сибирь»?"

"Отец работал библиотекарем. Это была новая для села должность, ярко общественная, сопряженная с просвещением, с заказом партийно-советских органов на идеологическое влияние. Не будучи членом КПСС, отец всё-таки не был свободен от догматов идеологии, впитав их ещё со школьной (техникумовской, воинской) скамьи. В дневниках часто описывал свою библиотечную службу[1]:

Мама работала в колхозе, на табаке. Впрочем, мы здесь все работали. В том числе и отец, в свободное время и если разрешали пойти в отпуск; и мы с братом, и сестра родная, пока не уехала из села на свою работу, и пока не вышла замуж.

Табачные летние эпопеи - это редкостная картина сельскохозяйственной компании по выращиванию и обработке курительного табака (махоркой не звали). Редкостная тем, что в компании участвовала значительная часть населения села от малолеток-подростков, которых не водили в детский сад и привлекали к посильной работе, до пожилых бабушек, дедушек, способных еще к мало-мальскому труду.

Зимние месяцы мама устраивалась на работу в школу уборщицей помещений, дежурной и истопником школьных печей. Здесь тоже были свои печали и радости. И на её долю их хватило с избытком. В результате ее колхозной жизни, школьной… мама получила пенсию на исходе лет в размере тогдашних 32 рублей. И успела ее получать до 69 лет".

 

[1]  См.в Тесинской пасторали, сельском альманахе на 2007 г. стр.41.http://planeta-knig.ru/shop/1774/desc/tesinskaja-pastoral-2007  Оглавление в журнале относится к журналу за 2006 год, Но содержание соответствует.

 

[1] Рафикова С. А. Народные мемуары как источник по истории советской повседневности // Гуманитарные науки в Сибири. Серия: Отечественная история. – 2009. – № 2. – С. 74–78.