Вы здесь

На трассе — отец и сын Вищик!

Когда мотоцикл взмывает ввысь на трамплине, дыхание словно останавливается, так и хочется закрыть глаза, страшась момента приземления. Каково же приходится самим гонщикам, если даже наблюдение за тренировкой по мотокроссу вызывает такой всплеск эмоций? И как при этом им удается получать блестящие результаты на трассе и даже становиться лучшими?

Сегодня наши собеседники — Александр и Рамиль Вищик, уже не представляющие себя без шлема, мотоцикла и трассы мотокросса. Александр Вищик стал победителем чемпионата Красноярского края по мотокроссу в группе ветеранов, Рамиль — в тех же соревнованиях завоевал второе место в своей возрастной категории (12-15 лет).

Мы встретились с мотогонщиками на тренировке в северо-восточном микрорайоне. Отец и сын отдыхали, пройдя по пять кругов трассы. Эту трассу для мотокросса активисты мотоциклетного движения Минусинска десять лет назад оборудовали сами, на собственные средства, предварительно расчистив ее от многолетнего мусора.

— Мы сами придумали конфигурацию трассы и за две недели очистили место, сделали трамплины, повороты и т.д., — заметив, с каким любопытством наш корреспондент оглядывал трассу, с гордостью рассказал Александр. — Большую роль в этом сыграл Андрей Орженевский, у него тоже сын увлекается мотогонками, тогда был подростком. В тот же год провели соревнования по мотокроссу. И сами поразились, сколько было желающих принять участие в соревнованиях, в том числе и из других городов — Ачинска, Канска, Новосибирска! Месяц назад была свалка, нам, признаться, было даже страшновато браться за это дело, а сегодня — столько участников, зрителей! С тех пор соревнования по мотокроссу мы проводим ежегодно, в следующем году отметим 10-летие гонок.

По словам мотогонщиков, трасса не пустует с ранней весны до поздней осени — здесь постоянно кто-нибудь да тренируется.

— Мотоцикл не прощает забвения, — объясняет Александр. — Я стараюсь садиться на мотоцикл как можно чаще, хотя бы через день. Это же спортивный мотоцикл, он требует постоянного наката, чтобы не столько голова, сколько тело отвечало за скорость, безопасность и т.д.

— Мотоцикл — это мой друг, — вторит отцу Рамиль. — Он чувствует меня, мое настроение, а я считаюсь с его «норовом».

Рамилю — 14 лет, но, несмотря на подростковый возраст, он твердо знает, чего хочет в жизни и как этого достичь. Зимой играет в хоккей, летом – гоняет на мотоцикле, и при этом числится в «хорошистах» в школе.

— Рамиль с 7 лет на мотоцикле! Не по городу, конечно, — только на трассе. Мотоциклы доставляем до трассы в кузове, и там, вдали от городских дорог, тренируемся. В город я бы его и на мопеде не выпустил ни за что! На трассе все зависит от него, в крайнем случае, он просто упадет. А на дороге его как мотоциклиста могут просто не заметить… Наудачу приобрел сыну мотоцикл для начального уровня, переживал: понравится или нет? Настаивать не стал — спорт все-таки травмоопасный. А сыну понравилось, он втянулся, увлекся. И сейчас мы с ним все свободное время проводим вместе — и в гараже, и на тренировках, и на соревнованиях. Согласитесь, это дорогого стоит. Меня, кстати, тоже гонки с детства «зацепили», но в соревнованиях по мотокроссу я впервые принял участие уже в 40 лет. У сына же такие возможности открыты!

Кроссовые мотоциклы Вищик с облегченными корпусами и усиленными колесами впечатляют даже неопытного обывателя. Но отец с сыном умудряются улучшать и современные мотоциклы, в которые еще на заводе вложили все прогрессивные новшества. Но при этом оба прекрасно понимают, что даже ультрасовременный мотоцикл сам по себе не принесет победу.

— Результат на гонках зависит от тренировок, — уверенно заявляет Рамиль. — Некоторые на соревнования выходят и со старенькими мотоциклами, но выигрывают!

— Не думаю, что здесь большую роль играет талант, — подтверждает слова сына Александр. — Скорее это результат регулярной работы на трассе. Знаю таких гонщиков, которые дважды в день тренируются! Еще и под руководством тренера! Гонки в этом смысле мало отличаются от любого другого занятия, в котором ты хочешь преуспеть: если будешь посвящать ему много времени, отдавать всего себя, будет и успех. Для Рамиля горе, если вдруг мотоцикл выходит из строя, или погоды нет, и он не может погонять на нем.

— Что такое мотокросс? — решил прояснить необходимость тренировок мотоциклистов юный мотогонщик. — Разогнался, несешься, затормозил! Чем ты лучше тормозишь, тем быстрее приходишь к финишу!

— ?

— Лучше тормозить — это значит приступать к торможению как можно ближе к повороту, перед самым виражом! У нас даже поговорка есть такая: выигрывает тот, кто умеет тормозить! То есть кому-то надо 10 метров, чтобы затормозить, а кому-то и двух достаточно, поэтому он и несется дальше, и дистанцию проходит быстрее.

Тренер Рамиля — сам Александр.

— Со стороны ошибки гонщика виднее, — рассказывает Александр. — Положение тела в вираже: локоть выставил, ногу спустил не вовремя, ошибки в управлении — затормозил рано… От всего этого зависит не только скорость и результат гонки, но и безопасность гонщика, а этим тоже не стоит пренебрегать.

Кстати, травмы в мотоциклетном спорте дело привычное. На счету у старшего Вищика немало переломов рук и ног, младший пока отделался только одним переломом руки.

— Думал, после травмы Рамиль к мотоциклу не подойдет, — вспоминает Александр. — А он, как только гипс сняли, тут же на тренировку собрался. Гонщики принимают травмы как нечто само собой разумеющееся, это уже привычное дело.

Привыкли гонщики и ограничивать себя ради любимого хобби: мотоциклетный спорт — дело затратное. Мало того, что кроссовые мотоциклы стоят дорого и при частых тренировках им регулярно требуется замена запчастей и шин (бывает, что и два раза в сезон!), расходуется много бензина, так еще и экипировка для гонщика нужна, которая и уши от шума мотора закроет, и корпус от ударов защитит. Но обиднее всего то, что не существует мотоцикла, который раз и навсегда удовлетворил бы запросы гонщина. Как признался Александр, такой никогда не приобретешь — с каждым годом они становятся все лучше – более легкими, более быстрыми, более управляемыми…

— Не знаю, какую профессию выберет Рамиль, — теплеет голос Александра при взгляде на сына. — Но одно знаю точно: те качества характера, которые он приобрел на трассе — решимость, сила воли и стремление достичь результат, — пригодятся ему на любом поприще. А значит, все наши с матерью тревоги, волнения и переживания были не зря!

Елена ВЕРНЕР

Оставить комментарий

Комментарии