Вы здесь

«Спешите, дети, будем учиться летать!»

Портрет учителя (Шалва Амонашвили). Наталья Дмитриева– Удивительное название для книги, не правда ли? Впрочем, как уникален и сам ее автор, написавший еще десятки не менее потрясающих книг – «Как любить детей», «Без сердца что поймем?», «Вера и любовь», «Улыбка моя, где ты? Мысли в учительской» – основатель гуманно-личностного подхода в образовании, доктор психологических наук Шалва Александрович Амонашвили.

Немало его фотографий можно найти в Интернете. Но автором портрета человека с мировым именем стала жительница Минусинска – один из руководителей художественной студии «Пилигримы» Наталья Дмитриева. Портрет легендарного педагога нашего века, представленный в феврале на выставке «Искры радости», поразил многих невероятным сходством с его героем.

 

Гостеприимство человека-легенды

– Чем дольше знаешь того, с кого хочешь написать портрет, тем лучше, – рассказывает Наталья. – Лично знакома с этим удивительным человеком больше восьми лет – с тех пор, как родился наш младший сын Евсей. А супруг Дмитрий знает Шалву Александровича больше 14 лет: открыл однажды одну из его книг, прочитал – и все внутри перевернулось. Муж с тех пор сильно изменился – раньше «боялся» детей, не знал к ним подхода, говорил, что это очень большая ответственность и непростое дело – воспитать достойного человека. А каждое слово Шалвы Александровича нашло отклик в его сердце, подсказавшем: вот это правильно, это истина.

После прочтения книг появилась идея личной встречи с их автором и организации у нас семинаров для педагогов и родителей. Амонашвили казался в тот момент каким-то недосягаемым человеком – все-таки известная личность. Но Шалва Александрович сразу откликнулся! Единственное только сказал: «Я не могу найти на карте ваш Минусинск – куда я должен прилететь?» И прибыл с женой Валерией Гивиевной в Абакан. Казалось, у таких известных людей должны быть какие-то особые потребности. Но они оказались невероятно простыми, доброжелательными. И это было второе, что удивило Диму, который так волновался перед приездом к нам «большого человека». Вообще, побывав через некоторое время в Грузии, мы убедились, насколько это гостеприимный, открытый народ. Однажды с мужем в горной деревне нас встречал в своем доме бедняк, у которого, кажется, совсем ничего не было. Но для нас он поставил на стол все самое лучшее (и последнее!), что смог у себя найти. Гость для них невероятно ценен: его хозяева накормят, даже если им самим предстоит остаться голодными.

 

Мастерская Духа

С того времени с семинарами в Минусинске и Абакане Амонашвили побывал пять раз. А Дмитриевы навсегда влюбились в гуманную педагогику, не только осваивая ее по книгам, но и стремясь воплотить полученные знания в жизни.

– За эти годы Шалва Александрович всегда откликался на наши пожелания, а мы старались во всем поддержать его, – продолжает Наталья. – Каждый год он совместно с сыном Паатой (тоже психологом, социологом, писателем и издателем) проводит в родовой усадьбе Амонашвили (Бушети, Грузия – прим.ред.) курсы для родителей, детей, учителей по гуманной педагогике. Это место, где лучшие учителя гуманной педагогики помогают родителям и детям открыть сердца,понять друг друга, а учителям – увидеть и полюбить прекрасные образы своих учеников. Место, где взращиваются отношения, создаются крепкие узы дружбы.

Когда мы впервые узнали, что в Бушети пройдут такие курсы – загорелись побывать там. В прошлом году были всей семьей – непередаваемая атмосфера любви! Приведу лишь один пример отзыва, который оставила одна из участниц курсов Ольга Неклюдова: «Бушети – место очищения и мастерская Духа. Туда можно приехать с ранами, поломанными крыльями, и, как птица Феникс, восстать из пепла. А можно приехать счастливым и умножить свое счастье, научиться его дарить окружающим. Я не знаю другого места на Земле, где так быстро сбывались бы желания, где звонкий смех детей и взрослых настолько гармонично звучал, что уже и не разобрать, где – дети, а где – взрослые... В Бушети возвращаюсь как в колыбель. Там любят тебя, кормят вкусно, вода имеет необыкновенный вкус, отогревают лаской и теплом. А потом вдруг находятся силы покорять вершины гор, которые ты нашел внутри себя... Каждый, кто побывал в Бушети, уже не вернется назад прежним. Благословенное Господом место».

 

Свет и тепло дарующий

Конечно, Бушети не был для нас курортом – ехали трудиться: у нас там работали гончарная и художественная мастерские.

На курсы приезжают дети и родители из разных стран – Америки, Англии, Италии, Канады, России. Немало тех, кто ищет поддержки, чтобы разрешить проблемы в воспитании чад. Случались трудности, человеческая усталость. Но всегда вдохновлял главный организатор. Когда мы (молодые) изнемогали от сорокаградусной жары, падая с ног, и видели, как в течение дня проводит занятия, беседы с детьми и взрослыми Шалва Александрович – поражались, как человек может быть таким выносливым и самоотверженным. На такое способны только люди с огромной любовью к ближним и проистекающей от этого силой. Он вставал в 5 утра, все время был на ногах (несмотря на свои 86 лет!), а когда выдавались свободные минуты – чувствовал, к кому именно из детей или взрослых нужно подойти, какие слова сказать. В этом году 8 марта ему исполнилось уже 87 лет, но он продолжает нести свою педагогическую миссию и дарить свет и тепло людям. И это чудесно. Видя, что человек способен быть таким – отзывчивым, понимающим, нужным – сам вдохновляешься, стараясь быть лучше.

 

Пример безусловной любви

Картина и создавалась все четыре месяца прошлого года, пока мы были в Грузии. Я понимала, что в будущем у меня может не случиться уникальной возможности писать портрет человека, полностью погрузившись в атмосферу его бытия. Поэтому поставила цель непременно доделать работу, находясь именно там.

Вообще, портрет очень символичный, он рассказывает о потребности каждого человека любить, нести в мир свет и добро. Например, такая часть портрета, как небольшой шарфик-платочек на шее Ш.Амонашвили (на портрете – слева) – это не просто часть одежды, а памятный предмет. Когда ушла из жизни его жена, соратница, друг – Валерия Гивиевна Ниорадзе (1935–2012, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ), с которой они были очень близки, Шалва Александрович сильно скучал по ней. И он рассказывал, как однажды ему приснилась жена и сказала, что в комоде лежит платочек, который онможет взять и носить в память о ней. Проснувшись, он удивился, потому что вроде и не было в доме таких платочков. Но нашел его там, где сказала Валерия Гивиевна. Платочек не завяжешь – он небольшой. Поэтому Шалва Александрович просто накидывает его на шею и носит каждый день, где бы он ни был.

На портрете он также в своем любимом костюме и хевсурской шапке, которые выражают его суть, национальный характер.

А из окна его рабочего кабинета, с террасы, где он любит встречать рассветы, хорошо видна Алазанская долина. Но на портрете это не просто красивый фон. За Алазанской долиной находится главный хребет Кавказских гор – «вершины педагогики» Шалвы Александровича, глядя на которые он писал большинство своих книг. Каждой вершине он дал имя: Песталоцци, Сухомлинского, Каменского, пик Корчака и других выдающихся педагогов. Вы этого не найдете на карте, но это есть в его духовном мире. Шалва Александрович всегда говорит: «Гуманную педагогику не я придумал. Как у дерева есть корни, так у ее подхода – труды педагогов-классиков». Что эти классики – не пережитое прошлое, а зов нам из будущего. Образ всего этого нашел отражение в портрете. И конечно, главный на нем – его герой: взгляд, улыбка, вся суть этого удивительного человека, являющего собой пример безусловной любви.

 

Начиная свой путь в педагогике, Шалва Амонашвили дал следующую «Клятву учителя»: «Добровольно выбрав профессию учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе ребенка, о судьбах детей, клянусь: любить детей, любить каждого ребенка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в ребенке личности, быть оптимистом в отношении любого ребенка в любых случаях. Обязуюсь постоянно и усердно заботиться: о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с ребенком. Клянусь: не вредить детям, не вредить ребенку».

Сильные, пробирающие до мурашек слова. Но как возможно воплотить их в жизни каждому учителю, родителю? Ответ на этот вопрос Шалва Александрович ясно выразил в основной мысли гуманно-личностного подхода в образовании и воспитании – «Любовь воспитывается любовью».Воспитание происходит не знаниями, а образами, которые мы даем ребенку. Поэтому начинать воспитание детей нужно с воспитания самих себя.

Елена БЫЗОВА

Оставить комментарий

Комментарии