Вы здесь

Дорога к храму: Храм Святого Духа, поселок Курагино

Храм Святого ДухаПервый храм в поселке Курагино был построен еще в начале 18 века, через несколько десятков лет после основания самого поселка. Удивительная история его становления дошла до наших дней. Название Курагино произошло от первооснователя князька Кураги. Курага имел очень быстрых лошадей-скакунов, на которых он ездил на воеводские бега в Енисейск, где брал первые призы два года подряд, почему и был замечен самим воеводой — князем Михаилом Игнатьевичем Римским-Корсаковым. Князь пригласил к себе Курагу и поинтересовался, кто он и откуда? Курага мудро ответил, что он русский подданный. Тогда князь стал советовать ему, как русскому подданному, принять православную христианскую веру. Посоветовавшись с родными, Курага вернулся к князю через год, как и договаривались. Он привез с собой семь бегунов, из которых четыре взяли призы, а взявшего первый приз Курага подарил князю. Спустя короткое время Курага, его жена и сын приняли святое крещение, при котором Курага был наречен Филиппом, а его жена Феодорой. Воспреемником Кураги стал сам Римский-Корсаков.

 

Первая церковь Минусинского края

Храмовая икона БогородицыПриняв крещение, Курага стал строить деревянную церковь близ своего улуса на реке Туба. Освятили ее во имя Архистратига Михаила. Князь Римский-Корсаков пожертвовал деньги на постройку и вообще принимал в этом деле активное участие. Церковь была первая в Минусинском крае, ранее самой южной на Енисее считалась церковь в селе Караульный Острог.

Деревянный храм Кураги простоял 40 лет до пожара 1764 года. Взамен сгоревшей церкви в 1792 году, по грамоте Преосвященного Варлаама, епископа Тобольского и Сибирского, был заложен каменный трехпрестольный храм. В храме была деревянная икона Всемилостивого Спаса, которая долгое время находилась в домах прихожан. Когда было доказано, что это церковная икона, ее установили в каменной церкви. В храме имелась приличная библиотека. Из праздников особо почитался Иванов день (8 мая).

В 1867 году в Курагино была открыта церковно-приходская школа. Рядом в здании была организована изба-читальня и в ней — библиотека до 100 экземпляров книжного фонда. В избе-читальне со зрительным залом в 100 мест ставились спектакли, в которых активное участие принимали учителя и общественность села. Их силами были поставлены пьесы Гоголя, Островского, Чехова и др.

Курагинская церковь имела богатый церковный архив, в котором с 1765 года хранились адресованные церкви не только различные Указы, но и распоряжения губернских начальников и даже манифесты государей России. Каменный трехпридельный храм, отрада и гордость курагинцев, был разрушен советской властью в 30-х годах 20 века.

Служивший в этот период Монах Феофан был приговорен к расстрелу, монахини Аграфена и Мария — к восьми годам лагерей, странствующий священник Григорий расстрелян.

О религиозной жизни в Курагино во время Великой Отечественной войны сведений не сохранилось.

В 50-е годы прошлого века, по воспоминанию старожилов, верующие православные курагинцы собирались в доме у Марии Михеевой. На общую молитву стекалось до 50 человек. С 1987 года в Курагино для окормления общины стали приезжать священники из Минусинска — отец Михаил Пристая (ныне покойный — прим. ред.), отец Василий Ахремичев (настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы — прим. ред.)

Указом епископа Красноярского и Енисейского Антония от 27 июня 1988 года строителем Курагинской церкви был назначен священник Богдан Гомзяк. На собранные пожертвования общиной был куплен дом, к которому силами родственников отца Богдана был пристроен алтарь. Здание освятили как «молебный дом». Но курагинцы не переставали мечтать о настоящем храме, и в 1991 году местным священством было освящено место под строительство храма. Храм планировали построить каменный.

В 1997 году настоятелем и строителем храма в честь Сошествия Святого Духа на апостолов указом архиепископа Красноярского и енисейского Антония назначен иерей Александр Васильев, который уже имел опыт строительства храмов.

Благодаря стараниям отца Александра, благотворительной помощи различных организаций был возведен деревянный храм-часовня, рядом с тем местом, где первоначально планировалось построить храм каменный.

При отце Александре был написан прекрасный трехъярусный иконостас, начата работа по облагораживанию прихрамовой территории. Но, к сожалению, Господь призвал Своего служителя. 17 августа 2007 года после тяжелой болезни протоиерей Александр Васильев скончался. Отец Александр прослужил в Курагино 10 лет. Очень любили и ценили прихожане своего пастыря. Похоронили батюшку на территории храма, с левой стороны у алтаря.

В 2007 году настоятелем храма назначается иерей Киприан Дятькин, который вскоре по семейным обстоятельствам переводится духовником в Свято-Вознесенский женский монастырь села Кочергино Курагинского района, и настоятелем храма назначается протоиерей Игорь Корнатовский.

 

Дети — маленькие ангелочки Божии

Крестный ход во время престольного праздника Дня Святого ДухаТеремок, так ласково прихожане называют святую обитель своего поселка. Храм действительно внешне очень напоминает сказочный терем с резными наличниками и фигурной крышей. Сразу чувствуется рука художника, коим был покойный основатель церкви отец Александр. Он сам придумал и написал проект, который утверждался уже после возведения храма.

Немало трудов в благоустройство и отделку церкви вложил и нынешний священник — отец Игорь. Благодаря ему и прихожанам летом на большой прихрамовой территории — настоящий рай. Уютные беседки, цветочные клумбы, фонари, стенды с изображениями святых и молитвами. А еще детская площадка с качелями и турниками. Несколько раз мне доводилось бывать в храме на престольный праздник. Ребятишек здесь, как в парке аттракционов! Впрочем, резвиться возле церкви им позволено только после Святого Причастия, пока идет богослужение, малышня добросовестно находится в храме. Зато после службы и крестного хода все православные села дружно собираются за большим столом на трапезу. Эту традицию отец Игорь не нарушает уже много лет. В День Святого Духа во дворе воскресной школы батюшка накрывает длинный стол и приглашает на трапезу всех желающих. И даже поощряет многих прихожан благодарственными письмами за труды во славу Божию.

— В Курагино замечательная паства! — говорит благочинный Курагинского округа протоиерей Игорь Корнатовский. — За 12 лет служения в храме Святого Духа каждый из прихожан стал для меня родным человеком. Я знаю их судьбы, их боль и их радость, и сам делюсь с ними своими переживаниями. Особенно радуюсь, когда в храм приходят дети — маленькие ангелочки Божии. Впереди у них целая жизнь, и очень важно, что начинается она с приобщения к православной церкви, с веры, с любви к Богу!

 

Только искренней верой можно заслужить Царствия Небесного

Отец Игорь КорнатовскийСам отец Игорь Корнатовский, как и многие из поколения советского времени рос в светской семье. Родители воцерквленными не были. И только неграмотная бабушка, не умевшая ни читать, ни писать, ненавязчиво рассказывала внуку об иконах, репродукции которых иногда печатали в советских журналах. Да шептала молитвочки Пресвятой Богородице и Иисусу Христу. Кстати, несмотря на необразованность она безошибочно, без всяких календарей вычисляла дату Пасхи. Семена православия, заложенные бабушкой, проросли уже в сознательном возрасте, а в юности о священнослужении Игорь Вилордович Корнатовский не мечтал.

— Я родился в Читинской области, окончил железнодорожный техникум, потом ВСГАКИ. На практике впервые довелось побывать в Сибири. Работал машинистом пассажирского поезда по ветке Красноярск-Боготол. В армию ушел будучи женатым, служил в Бурятии в войсках особого назначения, вернулся в звании старшего сержанта. На тот момент у нас уже родился сын Артем. Но возвращаться на железную дорогу не было никакого желания. Понял, что неправильную профессию выбрал. Я цыган, мне свобода нужна! Если интересно, расскажу про свой род Корнатовских. Моя прабабушка была таборной цыганкой, прожила 113 лет. Я помню ее уже в глубокой старости, она и тогда была очень красивой. А прадед был польским легионером. В период, когда Россия главенствовала над Польшей, польское дворянство устроило попытку свергнуть царя, за что 17 тысяч человек были сосланы в Забайкалье. Среди них был и мой прадед Войцех Станиславович Корнатовский. В ссылке на поселение он быстро нашел хорошую работу. Дворянина с образованием взял управляющим к себе в начальники один лесопромышленник. Здесь Войцех и познакомился со своей будущей женой, моей прабабкой. Их табор пришел из Венгрии. Женщины, как водится у цыган, пошли в народ клянчить мелочишко на молочишко (молоко — прим. ред.) Прабабка с двумя детьми постучалась к ссыльному поляку. Он как ее увидел, влюбился сразу. Собрал детям сумку с провизией и говорит: вы идите в табор, а я мамке еще денег дам. Дети ушли, а он ей кляп в рот и в подполье. Три дня ее там и продержал. А по цыганским законам, если женщина в течение трех дней в табор не возвращается, ее уже не примут. Умный был прадед! В результате табор ушел кочевать вместе с ее детьми. А прабабка вышла замуж за Войцеха и родила еще шестерых детей, включая моего деда Николая Иосифовича Войцеховича.

В поисках интересной для себя работы будущий священник Игорь выучился на аккомпаниатора народного хора, работал директором Дома культуры в Чите. Там же поступил в академию культуры, ему прочили хорошую карьеру, чуть ли ни в министерстве. От государства они с супругой получили квартиру в Улан-Удэ.

Прихожане поселка Курагино— Как раз в этот период один из моих преподавателей уходит из академии и принимает сан священника, — вспоминает батюшка. — И в разговорах все чаще наставляет и меня на этот путь. Было много сомнений и раздумий, и все-таки мы с супругой Ириной приняли решение уйти с государевой службы в церковь. Во многом причиной тому стали дети. И дочь, и сын родились совершенно здоровыми. После плановых прививок в детском возрасте оба попали в больницу. Обострение, конечно, сняли, но вакцина навсегда изменила и их, и нашу жизнь. После принятия сана квартиру у нас забрали, в сане послушника и дьякона при храме ничего не платили. Пришлось вспомнить отцовские уроки по шитью камусовых унтов. Чтобы прокормить семью, приходилось ночами шить обувь, утром проводить богослужения. Испытаний немало выпало на то время. Друзья говорили: Игорь, не валяй дурака, возвращайся на работу. Но супруга сказала, мы выбрали путь к Богу, этим путем и пойдем ради своих детей.

В разных приходах служил отец Игорь, был настоятелем храма в Читинской области, штатным священником в Дивеевском монастыре Нижегородской области, в Свято-Вознесенском монастыре села Кочергино. С 2010 года батюшку благословили взять настоятельство в Курагинском храме Святого Духа.

Здоровье ребятишек с каждым годом ухудшалось. Нарушение опорно-двигательной системы привело практически к полной парализации. Сегодня они не могут разговаривать, передвигаться, самостоятельно кушать. Дочь и сын прикованы к кровати. С большой любовью и заботой родители говорят о своих детях. Признаются, что эта трагедия сделала их семью сильной, воспитала в них терпение и приблизила к Богу.

— Вся земная жизнь православного христианина должна быть направлена на спасение души, очищение ее от грехов. Смотрю на своих ребятишек и понимаю, что они уже ангелы на земле. Они не умеют лукавить, причинять боль ближним. Своим вынужденным смирением они каждый день напоминают мне о главных церковных заповедях, о подвигах святых великомучеников, о том, что человек слаб и немощен. И что только искренней верой и любовью можно заслужить Царствия Божия.

Помимо родных ребятишек, семья Корнатовских воспитала еще троих — приемных. Один из них Артемий по стопам отца принял сан священника. Сегодня он также служит в храме Минусинской епархии.

 

Через любую икону к Богу обращаешься

Служительница церковной лавки Вера Александровна КарпенкоЕсли когда-нибудь будете в Курагинском храме, обратите внимание на икону Святой Троицы, установленную над входом в церковь. Не так давно она, как предполагают, стала мироточить. Правда, без проведения экспертизы священнослужители не могут говорить об этом с полной уверенностью.

Еще одной местночтимой иконой является Козельщанская икона Божьей Матери, почитаемая в русской православной церкви чудотворной. Ей сельчане молятся об исцелении от разных недугов.

Небольшую деревянную икону Николая Угодника, подаренную храму одним из прихожан, тоже очень любит здешняя паства. Батюшка Игорь говорит, что когда ее только принесли, лика Чудотворца практически не было видно. За несколько лет икона посветлела, и образ святого Николая теперь отчетливо просматривается.

— Многие приходят, спрашивают, какой иконе лучше молиться? — рассказывает служительница церковной лавки Вера Александровна Карпенко. — А как посоветуешь, ведь через любую икону к Господу обращаешься. Молитесь перед иконами, к которым душа ваша тянется. Главное – искренно, от всего сердца, святые отцы пишут, что такие молитвы в первую очередь до Бога доходят.

Больше года Вера Александровна служит при храме Святого Духа в Курагино. Ездит из соседнего села Бугуртак, что в 20 километрах от райцентра. За это время прочитала много православной литературы. Настольными книгами стали жития святых, Евангелие и Псалтырь, а любимыми передачами «Беседы с батюшками» на православных телеканалах.

— Не все приходят в храм воцерквленными, начитанными, некоторые не знают, куда свечку поставить, — рассказывает женщина. — А бывает, такие вопросы задают, что и сама затрудняюсь ответить. Отец Игорь благословил развесить в церкви молитвы, чтобы новоначальным прихожанам было легче обращаться к святым.

Валерий Анатольевич Катин, директор воскресной школыСама Вера Александровна не так давно обратилась к Богу. Крещение приняла в 20 лет, в церковь пришла только после того, как похоронила близких.

— Господь помог справиться с утратой мамы и мужа, обрести душевный покой. А это самое главное, на мой взгляд. Когда все мирское уходит на задний план, на человека нисходит благодать Божия. Жаль, что понимаем мы это, когда к нам приходят болезни и беды. Поэтому наш настоятель всегда на проповедях советует приводить на службы ребятишек, с детства прививать им любовь к православию. И вы знаете, сама замечаю, что паства наша стала молодеть.

Не случайно особое внимание Курагинский приход уделяет православному воспитанию детей. В воскресной школе при храме организованы три возрастные группы. Дети с удовольствием слушают своего преподавателя Валерия Анатольевича Катина, который в течение двух лет рассказывает молодому поколению о Священном Писании и о главных заповедях Божьих.

— Сам отец шестерых ребятишек, и знаю, как общество, гаджеты, Интернет влияют на умы наших детей, — признается Валерий Анатольевич. — Знания, которые дает воскресная школа, они никогда не получат на улице или в телефоне. Родители в ответе за то, каким вырастет ребенок, какие знания он накопит за первые 18 лет жизни. Неизвестно, как сложится судьба наших детей, не всегда будут рядом папа и мама, но всегда рядом будет Бог, важно, чтобы они это помнили.

Ольга НОВИКОВА (Фото автора)

Оставить комментарий

Комментарии