Вы здесь

С Днем автомобилиста, наши дорогие шофера!

День автомобилистов для нашего города – особенный праздник. В недавнем прошлом почти 80 процентов мужского населения работали, как тогда говорили, шоферами. В Минусинске насчитывалось более 20 предприятий автотранспорта: Тувтрест, автоколонны 1517, 1262, автобазы Электрокомплекса, Норильска, №11, пассажирское автотранспортное предприятие и другие.

Сегодня эти названия остались только в памяти тех, кто умножал их трудовую славу, кто обслуживал знаменитый Усинский тракт, доставляя в Республику Тува, как говорится, от иголки до уникальных конструкций для предприятий.

 

Почему Минусинск стал городом шоферов?

Зона текущего ремонта гаража Тувтреста в 80-хВряд ли казаки, отправляясь на дежурство в Саяны, где располагались казачьи посты в начале 18 века, догадывались, что их робкие обмены с тувинцами (топоров и ножей на овчину и скот) положат начало крепким торговым связям между Минусинском и Урянхайским краем, как в то время называли Туву. Первым в Туве побывал минусинский купец Н. Веселков, его знатная прибыль вдохновила остальных купцов, и меньше чем через 20 лет объем торговли с Тувой возрос до 200 тысяч рублей в год. Минусинские купцы Г. Сафьянов, В. Бяков, Медведев, Вавилов даже построили в Туве свои фактории.

Но переходы вьючных караванов через горные хребты Саян были очень сложны, и купцы заговорили о строительстве сухопутной дороги через Саяны. В 1906 году на совещании в Иркутске было принято решение о строительстве колесной дороги через Саянские хребты. Через 4 года проект был окончен, на строительство Усинской колесной дороги выделили 1250 тысяч рублей.

Основной рабочей силой были местные крестьяне, но наплыв рабочей силы был только в промежутки между севом и сенокосом, поэтому на стройку отправили каторжан, в основном политических заключенных. Одновременно с дорогой возводились и станционные пункты для отдыха в пути и ночевок для обозчиков. Располагали их на таком расстоянии друг от друга, чтобы обозы могли преодолеть путь за один световой день.

Стройка чуть было не остановилась с революцией – услышав о свержении самодержавия, каторжане разбежались, но новое правительство вовремя среагировало и строительство продолжилось.

В марте 1923 года совнархоз СССР создал акционерное общество «Транспорт», а в апреле того же года в Минусинске появилось первое в Красноярском крае Минусинское автотранспортное предприятие Тувинского транспортного управления, или, как привыкли его называть у нас в городе, Тувтрест.

Ст. мастер Иван Григорьевич Филатов проверяет цилиндры двигателяВ 1926 году один из автомобилей Тувтреста американской марки «Дейч» прошел по Усинскому тракту от Кызыла до Минусинска, что стало основанием заявить: тракт стал проезжим! Наивысшего уровня развития Минусинское АТП Тувтрансуправления достигло в восьмидесятых годах: более 400 дизельных автомобилей, 1000 работников, современная производственная база, все инженерно-технические работники имели высшее автотранспортное образование.

Более 30 лет руководил предприятием Роман Николаевич Жданов, заслуженный работник транспорта Российской Федерации, почетный автомобилист России.

– Минусинск более полувека называли городом шоферов не случайно: именно здесь, а не в столице нашего края начала свое развитие автомобильная отрасль, – вспоминает Роман Николаевич. – Сказались близость с Тувой и постройка Усинского тракта до Кызыла. Железной дороги до Кызыла не было, а молодая республика строилась, в ее развитие вкладывались большие средства. Возводились асбестовый комбинат, кобальтовый комбинат, завод ЖБИ, бетонный завод и т.д. Наши автомобили денно и нощно снабжали Туву всем необходимым, вплоть до сложнейшего оборудования. Возили и 30-метровые стальные конструкции. Существующая дорога не давала возможности в «петлях» на перевале Кулумыс провезти такие изделия. Поэтому за грузом следовал автокран, который в поворотах через каждые пять метров дороги передвигал прицеп в нужную сторону, выводя машину из «петли». Случалось всякое, помню, 30-тонный автоклав улетел с дороги в обрыв на глубину 100 метров. Ох, и намучились мы с ним, пока подняли! А если с паводком мост сносило, шоферам еще и круг приходилось делать… Из Тувы везли кобальт, асбест и т.п. В Минусинске часто проводились совещания федерального значения – руководство Востокавтотранс собирало директоров всех автотранспортных предприятий от Урала до Петропавск-Камчатского.

Трудной была работа шофера-дальнобойщика, не каждому под силу. Оттого шоферы и пользовались в то время большим уважением в обществе. Каждый из них был специалист высшего класса, знакомый не только с правилами дорожного движения и разбирающийся в электрике, гидравлике, пневматике и т.д., но и умел прокладывать маршрут, правильно оформлять документы, а значит был и юристом, и экономистом. В то время не было, как сегодня, множества станций техобслуживания вдоль дорог, не было и нынешнего изобилия запчастей к автомобилям. И если поломка случилась в пути, разбирался с ней сам водитель и в большинстве случаев находил выход из положения, возвращаясь домой собственным ходом, а не на буксире.

Ветеран труда Иван Алексеевич Пасменко всю жизнь отработал за рулем– На нашем предприятии изготавливали более 100 разных видов запчастей! – рассказывает Роман Николаевич. – Изготавливали даже такие уникальные и сложные изделия как шестерни и валы коробки передач. Подбирали требуемый по качеству материал, например, вагонные оси. Механический цех авторемонтных мастерских имел необходимое оборудование. Но самое главное, наши специалисты смогли обеспечить деталям необходимую термическую обработку, в результате поверхностная твердость произведенных запчастей соответствовала Госту! У нас были настоящие самородки. С гордостью вспоминаю Ивана Григорьевича Филатова, который никогда не останавливался в саморазвитии. Он с первого взгляда определял температуру заготовки в горне.

Автотранспортные предприятия в то время были градообразующими. В общей сложности здесь работало больше трех тысяч человек, при этом предприятия обеспечивали работающих не только заработной платой, но и продуктами, одеждой, обувью, стройматериалами, в общем всем, что устраивает людской быт. К примеру, Тувтрест имел свою торговую сеть, содержал подсобное хозяйство, поставлял в город молоко, масло, мясо. На обеспечении автотранспортных предприятий были практически все объекты соцкультбыта, от школ до стадионов. Так, пассажирское автотранспортное предприятие «присматривало» за стадионом «Электрон», в ведении Тувтреста был стадион «Автомобилист» (ныне «Строитель»). Они даже содержали свои футбольные команды. А как начиналась подготовка к учебному году, руководители автотранспортных предприятий, можно сказать, жили в школах и детсадах, поставляя краску, стекла для окон, шифер для кровли. По праву можно сказать: Минусинск жил благодаря шоферам.

К сожалению, сегодня потребности Тувы сместились в сторону частных интересов, которые каждый частник старается удовлетворить по-своему, на собственной машине. Гиганты автотранспортной отрасли стали не нужны, и слава минусинских автотранспортных предприятий осталась в прошлом. Но только не для тех, кто связал свою жизнь с транспортом, они и сейчас помнят шорох гравия под колесами, запах мазута на руках и блеск в глазах родных, встречающих после долгого рейса… Никогда и ни на что они не променяют эти воспоминания, и это достойно уважения. С Днем автомобилиста вас, наши дорогие шофера! Счастливого пути!

 

Музей шоферской славы

К счастью, в Минусинске есть место, которое можно назвать машиной времени. Здесь можно не только увидеть, но и потрогать руками автомобили тех героических лет, полистать журналы «За рулем» тридцатилетней давности, вчитаться в строчки баннеров, рассказывающих о былых заслугах людей и предприятий. Это музей автомототехники СССР, созданный по инициативе Владимира Григорьевича Межова и его сыновей.

Здесь же можно узнать об истории Усинского тракта, представленной кадрами столетней давности, когда на доставку товаров и продуктов в Туву на лошадях уходили месяцы. Немногим более 400 километров этого непростого пути можно назвать дорогой мужества, которую в более поздние годы водители одолевали в течение нескольких дней, а сейчас – нескольких часов.

Музей держится на энтузиазме и личных сбережениях семьи Межовых, представляя собой уникальное собрание автомобилей и мототехники двадцатого века. Здесь можно погрузиться в атмосферу прошлого, в те далекие времена, когда автомобиль был невиданным новшеством, предметом роскоши.

Своей главной целью В.Г. Межов, создатель музея, председатель совета автомобилистов, считает сохранение истории технического антиквариата СССР. И надо сказать, что это у него получается. Сегодня музей посещают взрослые и дети из разных городов России и других стран мира.

А накануне профессионального праздника совет автомобилистов поздравляет всех водителей города – ветеранов и нынешних владельцев автомобилей с Днем автомобилиста и желает всем доброго здоровья, безаварийных дорого и зеленого цвета на всех перекрестках!

Музей работает ежедневно по адресу: г. Минусинск, ул. Затубинская, 43. Справки по телефонам: 8-960-775-40-71, 8-903-988-07-80.

 

 

Страницу подготовили Нина САВКИНА и Елена ВЕРНЕР

Оставить комментарий

Комментарии