Вы здесь

На пороге школы

Переход от дошкольного возраста к школьному – сложный и не всегда безболезненный. Призвание взрослых – помочь своему малышу перейти этот рубеж как можно спокойнее и незаметно. Помня, что в этом возрасте игровая деятельность остается ведущей, ребенка надо не столько нагружать обучением, сколько дать возможность как можно больше играть в развивающие игры.

Подготовка к школе занимает важное место в жизни дошкольника и его родителей. Многие мамы и папы стремятся сделать все, чтобы их ребенок к началу школы знал как можно больше об окружающем мире, о мире людей и мире вещей, чтобы ребенок научился складывать и вычитать, говорить по-английски и пользоваться компьютером. Но самое больное место – чтение. Некоторые родители начинают обучать чтению уже в раннем возрасте, а если встречают сопротивление – применяют все доступные меры воздействия: просят, заставляют, шантажируют и т.п.

Когда же ребенок начинает читать – радостно отдают в школу, считая, что к образовательному процессу он готов. Но чтение не является показателем школьной готовности, как и показателем умственного развития и развития вообще.

Психологи судят о готовности детей к школе по трем ее составляющим: интеллектуальной, волевой и мотивационной готовности. Но главным при подготовке ребенка к школе является его желание учиться, т.е. мотивационный компонент, который подразумевает наличие у ребёнка желания принять новую социальную роль – роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью – учёбой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребёнку, что дети ходят в школу для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребёнку только позитивную информацию о школе, объяснить, что учёба – это обязанность каждого школьника. Не стесняйтесь приводить примеры из своей школьной жизни и как знания, полученные в школе, пригодились вам в дальнейшем.

В школе ребёнка ждёт напряжённый труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребёнок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия, а также умение длительно выполнять не очень привлекательную работу. Понаблюдайте за своим ребенком, давая ему несложные задания. Например, ребенок садится рисовать, попросите, чтобы в его рисунке были определенные предметы и персонажи (елка, зайчик и т.п.). Затем вместе с ребенком обсудите рисунок.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. Но достигает ребенок этой способности только тогда, когда с ним занимаются. Причём не специально обучая, а при общении. Нужно всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ребёнок, так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче развиваться.

Изучение в ходе обыденной жизни времен года, дней недели, состояний погоды тоже не составит труда. Из ежедневной прогулки ребенок узнает, что есть множество разных птиц, некоторые из них прилетают лишь летом, когда тепло и зелено, другие зимой и т.д. Чем чаще и продолжительнее непринужденное общение, тем выше уровень развития ребенка.

 

Какими же знаниями должен обладать ребенок к 6-7 годам?

По математике: уметь считать до 10 (прямой и обратный счет); правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными; сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать, какое число больше; сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания длины, ширины, высоты; различать форму предметов; выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам (вверху, внизу, справа, слева и т.д.); ориентироваться на листе бумаги. Всему этому не обязательно учить ребенка, усадив за стол, как правило, прочные знания легче формируются, если берутся из обыденной жизни, например, спросите ребенка: «На каком этаже живет бабушка?», «Что выше: дерево или дом?» и т.д.

В развитии речи необходимы такие навыки, как: правильное произношение звуков; употребление в речи простых и сложных предложений; поддерживание непринуждённой беседы; составление небольших рассказов о предмете, картинке или по теме, предложенной взрослым; умение последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения. Например, собираясь на прогулку, с ребенком можно поговорить о том, что надевает или снимает ребенок, какого цвета его одежда, а также о других признаках.

По окружающему миру ребенку необходимо знать не только свои имя и фамилию, ФИО родителей, но и свой домашний адрес с названием города; иметь представление об основных профессиях, объяснять, чем занимаются люди этих профессий; обобщать группы предметов одним словом; выполнять основные правила дорожного движения; разбираться в последовательности времён года, дней недели, частей суток; различать и называть деревья; знать несколько зимующих, перелётных птиц, диких и домашних животных; знать о сезонных изменениях в природе. Например, выйдя на прогулку, соберите листья с разных деревьев, не забывая обращать внимание, что у каждого дерева свой особенный лист. «Летом листики были зеленые, почему же сейчас они пожелтели?».

Значимыми для будущего первоклассника будут практические и коммуникативные умения:

  1. самостоятельно собрать свой портфель;
  2. здороваться с учителями и детьми;
  3. задать и ответить на вопрос учителя или одноклассника;
  4. выполнять задание в соответствии с инструкцией, самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль;
  5. попросить учителя или одноклассника о помощи;
  6. аккуратно обращаться со школьными принадлежностями;
  7. адекватно реагировать на замечания взрослых и уметь объяснять, с чем не согласен;
  8. устанавливать дружеские контакты со сверстниками и учитывать их мнение;
  9. осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что все эти навыки, несомненно, у ребенка в той или иной степени сформированы. Если обнаружите, что в некоторые моменты ребенок теряется, поиграйте с ним, создав игровые ситуации с любимыми игрушками.

Важным является и физическая готовность ребенка к школе. В этот период необходимо обратить внимание на формирование здорового образа жизни. Ребенок должен понимать, что если он будет сильным и здоровым, ему легко будет в учебе. Родители же должны помочь ребенку бережно относиться к своему здоровью, показывая собственным примером (одеваться по погоде, употреблять в пищу полезные продукты, соблюдать правила безопасности, выполнять посильные физические нагрузки и т.д.).

Родителям стоит позаботиться и о питании ребенка. Чтобы не было проблем в школе, ежедневно в меню должны присутствовать каши и супы. В этом плане дети, посещающие детские сады, легко переходят на меню школьной столовой. В летний период придерживайтесь режима дня, близкого к школьному (подъем до 8:00, зарядка, умывание, уборка постели, завтрак и т.д.). Не соблюдая режима, ребенку будет трудно привыкать к школьному распорядку дня. Обязательно соблюдайте с ребенком гигиенические навыки (мытье рук, чистка зубов 2 раза в день, гигиена лица, ушек, носа, шеи, ног, волос и т.д.).

Немаловажное значение имеет развитие мелкой моторики дошкольника. Она стимулирует развитие речи и мышления у детей. Поэтому крайне важно уделять этому достаточное внимание. Развивать мелкую моторику можно с помощью игр и занятий (рисование, лепка, мозаика, аппликации, пальчиковые игры, игры-шнуровки, конструкторы и т.д.).

Постарайтесь создать в семье благоприятную обстановку, исключающую стресс, для сохранения психического здоровья ребенка.

Готовьте ребенка ежедневно, ненавязчиво, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребенка, ни для вас. Ведь главная задача родителя – быть ребенку другом, понимать его состояние и стремление, поддерживать в хороших начинаниях и вселять веру в успех.

Ребенок должен мечтать стать первоклассником!

С. КЛЫШНИКОВА, социальный педагог Центра семьи «Минусинский»

Оставить комментарий

Комментарии