Вы здесь

Мария ЛЕВКИНА:

«Помочь заговорить малышу – моя работа».

О ней не раз нас просили рассказать наши читатели, называя ее логопедом от Бога. Не одному десятку детей Мария Левкина помогла не только поставить звуки, но даже заговорить!

Действительно, проблема речевых нарушений у детей сегодня как никогда актуальна. И что делать, если ваш малыш молчит? Об этом, и не только, наш разговор с логопедом Марией Левкиной.

 

— Мария Станиславовна, на самом ли деле сегодня процент плохо говорящих детей стал выше, чем, скажем, лет 20 назад?

— Самое печальное, что количество таких детей с каждым годом не уменьшается, наоборот, в помощи логопеда нуждается всё больше дошкольников.

Когда родители понимают, что у ребёнка в развитии речи есть проблемы, они начинают интересоваться причинами их возникновения. Особенно странным им это кажется, если ни у кого в семье подобных отклонений речи не наблюдалось. Причиной же подобных дефектов речи являются так называемые внутренние и внешние вредоносные факторы: внутриутробная патология, курение, употребление наркотиков, наследственная предрасположенность.

— Ваша мама-логопед, значит, вы пошли по ее стопам?

— Получается, что да. Хотя не мечтала об этом. Я всегда была активной девочкой, участвовала во всех школьных мероприятиях, КВНах, пела в хоре, занималась вокалом. Привлекала творческая деятельность. И окончив педучилище, собиралась ехать в Красноярск, в институт искусств. Помню, пришла газета «Комсомольская правда», где сообщалось об открытии дефектологического факультета. И мама сказала: «Маш, ну пожалуйста, поступай туда». Поступила!

Свой педагогический путь начала в детском саду № 28, а через год пригласили работать в Минусинскую школу-интернат №8, где отработала семь лет. Детки там сложные, поэтому практика у меня была сразу что ни на есть настоящая.

С 2001 по 2011 год работала в краевом центре психолого-медико-социального сопровождения (Краевая ПМПК) учителем-логопедом. Совершенствовала практические навыки дифференциальной диагностики, искала новые и интересные подходы в коррекции всех речевых нарушений. В команде специалистов центра осваивала работу в службе ранней помощи. Проходила учебу в томском «Хобби-центре». С детьми от 3-х месяцев до 3-х лет вела программы «Бэби-гимнастика», «Музыка и движения».

Последующие пять лет отработала в школе-интернате и с сентября 2016 года работаю учителем-логопедом в детском саду № 21 «Звездочка». В октябре 2014 года открыла частный кабинет «Территория речевого и познавательного развития «Сёма».

— Сегодня ваш конек — логопедический массаж, что он из себя представляет?

Логопедический массаж – это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений.

Он способствует нормализации произносительной стороны речи, улучшает состояние голоса, речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние ребенка, страдающего речевыми нарушениями. Является составной частью комплексной психолого-педагогической системы реабилитации детей. Благодаря нормализации мышечного тонуса происходит не только формирование нормативного произнесения звуков, уходит лишнее слюнотечение, но и вызываются новые звуки, слоги и слова. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Использование логопедического массажа в логопедической работе дает высокие результаты!

— А какие нарушения речевого развития встречаются сегодня?

К основным видам речевых нарушений у детей относятся:

Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь.

Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата.

Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», нарушения произношения отдельных звуков, считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей.

Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата.

— Могут ли как-то повлиять на проблему родители?

— Конечно! Начнем с того, что некоторые родители в принципе не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит… Действительно, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии есть.

Иногда слышишь такое мнение: «Вот муж (или я) не говорил до трех лет, значит, и с нашим ребенком будет так же». Это ошибочное суждение.

Существует норма речевого развития, по которой можно определить, есть ли у вашего малыша отставание в речевом развитии. Так, например, годовалый ребенок имеет активный словарь около 5–20 слов, в основном это существительные. Двухлетний карапуз называет целый ряд объектов из своего окружения. Использует как минимум два предлога, как правило: в, на, под. Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений — 1,2 слова: «Мама, ди», «Дай лялю». При этом, примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому… И так далее.

Хочется посоветовать родителям: больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно. Развивайте понимание речи, используя простые инструкции типа «Дай ручку», «Где ножка?» Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное. Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина — би-би, кукла — ля-ля, упал — бах.

Пойте ребенку перед сном. Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки — ку-ку, паровозик — ту-ту). Можно вместе удивляться увиденному: «Ух ты»! Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные: о, а, у.

Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.

Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого – свои сроки, свои проблемы.

Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте учить его различать предметы по размеру (большой — маленький); соотносить цвета, форму; количество (один — много). Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока-белобока».

— Может, недостаточный контакт, общение и усугубляют проблемы с речью у детей?

— Это тоже имеет место быть. Сегодня далеко не все родители читают сказки на ночь своим малышам, редко кто поет колыбельные. А это все должно быть!

Даже когда ко мне приходят на логомассаж, тут же телефон в руки ребенку дают, чтобы спокойно лежал. Делаю замечания, чтобы убрали телефон.

После сеанса каждый ребенок получает конфетку. Мои «волшебные» конфетки творят чудеса без всяких телефонов.

В основном сегодня главное наказание для ребенка — лишиться телефона, планшета или ноутбука. То есть можно сделать вывод, что дети очень часто сидят во всех этих девайсах, даже малыши.

— Не устаете от детских капризов?

— Нет, что вы?! Так быстро пролетели 23 года, в течение которых я занимаюсь любимым делом, что и не верится. В работе я выкладываюсь полностью, но, когда вижу результат — счастливых детей и их родителей — вырастают крылья за спиной. Появляются новые силы.

— Может, вы еще человек такой — позитивный?

— Я –оптимист! Но поплакать тоже могу. Во всем плохом стараюсь найти хорошее. Ведь все, что ни делается – к лучшему!

Очень благодарна Богу за то, что у меня есть. Рядом со мной моя любимая мама, заботливый муж и двое сыновей. Старший, Александр занимается волейболом, а младший, Семен старается быть похожим во всем на старшего брата.

Моя любимая работа приносит мне удовлетворение и дает новые силы. Добрые и искренние отношения у нас складываются с детьми и их родителями, которые приходят ко мне на занятия. Ребята приносят мне подарки: сладости, рисунки, поделки. В домашних условиях часто играют в «Машу», делая родителям «логомассаж». Меня это очень радует и вдохновляет.

Татьяна БЕЛЯЕВА

Оставить комментарий

Комментарии