«Армейский фотоальбом»

Вы здесь

Творчество – жребий лишь единиц?

Под кистью Ольги Ворожцовой рождается пейзажИ почему, посвятив жизнь разным профессиям, люди вдруг берутся за кисть?

«Творческий человек – это в первую очередь писатель, музыкант, ученый. А что я? Бесталанный, самый обыкновенный». Такие слова о себе может сказать слесарь, машинист или бухгалтер. Но так ли далеко от нас творчество, как мы думаем?

Участники вечерней студии для взрослых при Минусинской детской художественной школе помогли взглянуть на эту тему с другого ракурса.

 

Когда рисунок «дышит» и «двигается»

Занятия в вечерней студии проводит Виталий ВальковВечерняя студия для взрослых в детской художественной школе существовала давно.

Постепенно набираясь опыта и мастерства под руководством профессионального художника-акварелиста и графика Виталия Валькова, из традиционного академического отделения студия преобразовалась в творческую мастерскую. Дебютом «вечерников» стало участие в 2015 году в выставке «Минусинская палитра». Теперь студийцы три раза в неделю собираются вместе, чтобы с головой погрузиться в прекрасный мир живописи.

Вот и один из вечеров: мольберт обступили ученики, в центре – Виталий Григорьевич объясняет им что-то, тут же подкрепляя свои слова ловкими движениями кисти. Пытаюсь заглянуть через спины: что же там такое необычное он им показывает? Вроде бы ничего особенного: домик, дерево, поляна. Но так лишь кажется, что нарисовать такие предметы проще простого. На самом деле стоит только начать – и, к удивлению, обнаружишь, что нарушаешь самые элементарные основы пропорций.

– Каждый раз у вас, как на уроке, какая-то отдельная тема? – спрашиваю руководителя.

– Нет, обычно они рисуют в своем режиме, сами выбирают тему, композицию, а когда появляются вопросы – мы их вместе разбираем и снова работаем. У нас обстановка свободного творчества.

И правда, каждый создавал в этот раз что-то свое – пейзаж, натюрморт или просто пока наброски. Выбор красок – тоже разный: гуашь, пастель. Но большинство студийцев работают акварелью. Причем такой ее техникой, как «письмо по-сырому».

– Краска здесь наносится на обильно смоченную водой бумагу, и такой способ возможен лишь в акварельной живописи, – объясняет Виталий Григорьевич. Акварелью рисовать сложнее, чем пастелью и гуашью: нужно уметь точно выбрать цвет, тон. Что-то исправить в акварели практически невозможно – картина сразу теряет свежесть.

Возник естественный вопрос: «Если сложнее, то почему большинство студийцев рисуют именно акварелью по-сырому?» Ведь многие из них до прихода в студию вообще не имели дела с живописью! Как, например, Валентина Коровина.

– Попала сюда случайно, – рассказывает она. – Пришла «за компанию», и мне здесь понравилось! А техника акварели по-сырому притягивает своей непредсказуемостью. Даже опытный художник, работая на мокрой бумаге, до конца не знает, каким будет окончательный результат. Когда наносишь мазки на мокрый холст, рисунок как будто «дышит», непрерывно «двигается»: пока бумага полностью не высохла, краски на ней взаимодействуют друг с другом. Иногда получаешь такой эффект, которого и не ожидал.

 

Стрелки часов – на вдохновение

А с практикой, как делятся студийцы, приходит и умение получать конкретный результат от этого способа. Техника по-сырому создает эффектные, живые картины, пейзажи, позволяет экспериментировать.

Например, Юлия Зинченко любит путешествовать. Излюбленная тема в живописи – дороги. Они почти на всех ее полотнах – прозрачных, с мягкими переходами. Такая дорога манит за собой: хочется сесть в автомобиль, автобус и умчаться в эту воздушную, легкую даль, которую так умело изобразила художник-любитель. Трудно даже поверить, что в студии Юлия занимается всего два года.

– В детстве я оканчивала художественную школу, но затем долгие годы не брала в руки кисть, – вспоминает она. – Жизнь связала с технической профессией. А здесь я отдыхаю. После работы, в семь часов вечера – кажется, какой отдых? Но тут мы действительно «переключаем» дыхание – во время рисования, общения переводим стрелки наших внутренних часов на вдохновение. Для меня это настоящий релакс. Негатив, накопившийся за день, уходит. Раньше я хотела рисовать, но физически не могла: работа, дом, маленький ребенок. Сейчас дочь взрослая, получает профессию. И теперь, когда появилось больше свободного времени, почему бы и не посещать студию?..

 

Пенсия – время чудес

У того, кто вышел на заслуженный отдых, личного времени появляется еще больше!

– Некоторые пугаются пенсии, – рассуждает Надежда Кравченко. – Мол, чем я теперь буду заниматься? За свою жизнь мы так привыкаем к строгому режиму «дом-работа-общественные дела», будто ничего другого не существует! А когда наступает пенсия, кажется: все, финиш, жизнь закончилась, я никому не нужен! Но по личному опыту говорю – это не так! На пенсии у тебя наконец-то появляется время, когда можно заняться тем, о чем когда-то мечтал. И часть наших студийцев (кто уже на заслуженном отдыхе) так и сделали! Думаю, для них все самое интересное только начинается!

Примерно так и вышло с Надеждой Степной. У женщины нет ни начального, ни профессионального художественного образования. Как рассказал Виталий Вальков, когда в феврале этого года она пришла в студию – лишь «раскрашивала», но не рисовала.

– Не думал, что она задержится у нас, – поделился Виталий Григорьевич. – Все-таки чаще в студии остаются те, кто в детстве ходил в художественную школу, или самородки.

В технике по-сырому у Надежды открылся настоящий талант. Ее работы завораживают. В этот вечер она как раз создавала на холсте хвойные деревья – такие живые, что потянуло в зимний лес. Сама Надежда поделилась, что в школе, где она училась, несколько лет не было учителя по рисованию. Но к краскам ее тянуло всегда. Всю жизнь это желание тлело внутри маленьким огонечком, а на пенсии костер таившегося таланта стал разгораться все сильней. И теперь из-под ее руки выходят дивные пейзажи. Вот уж где пенсия – время чудес…

 

«Людей без дара не бывает»

После теплого общения со студийцами в голове созрели разные мысли. Главная из них – конечно, о творчестве. Почему людей так волнует эта тема? Может быть, потому что в нас есть жилка Творца, и однажды начинает тянуть к творчеству? Каждый выбирает, что ему ближе. Благо, что возможностей для этого достаточно: одни предпочитают уединенное самообучение, вторые – онлайн мастер-классы, которыми сейчас изобилует Интернет, третьи, как наши студийцы, любят живое общение и собираются вместе.

– Можно услышать слова: «он – творческая личность». Но мне кажется, что если человек личность – то непременно творческая, – рассуждает Виталий Вальков. – Людей бездарных (т.е. без дара) не бывает. Другое дело, воплотил ли человек свой дар в жизнь. И в этом смысле творчество – воплощение вашего дара может проявляться и в самой скромной форме: доброе слово, улыбка, которая несет кому-то радость. И домохозяйка, умеющая создать в доме умиротворяющий уют, – творец. И водитель автобуса, ведущий его бережно, потому что в салоне много пожилых людей и детей, – тоже творец. Все, что каждый из нас делает от чистого сердца, с добром, заботой об окружающих, – является началом созидательным. Поэтому творчество – удел не единиц, но каждого из нас!

Елена БЫЗОВА (Фото автора)

Оставить комментарий

Комментарии