Вы здесь

«Русский танец уникален!»

Полет души, сила жизни, искрометность и зажигательность – все в этих танцах сложилось гармонично. А тех, кто дарит зрителям такое искусство – народный хореографический ансамбль «Сибирячка», знают далеко за пределами нашего города. Весной 2018 года коллективу исполнится уже 30 лет! А в этом году 30-летний юбилей педагогической и творческой деятельности отметила художественный руководитель ансамбля Любовь Васильевна Яркова.

 

«Я грезила работать в Минусинском училище культуры!»

– Любовь Васильевна, в юности танцуют многие, но единицы в дальнейшем связывают с хореографией свой профессиональный путь… Откуда его истоки у вас?

– Родом я из Красноярска, танцевать начала с 14 лет. В ДК ЦБК Красноярска тогда создавался ансамбль «Юность Красноярья», руководителем которого был Анатолий Иванович Мельник. Он и зав. детским сектором во дворце культуры Зоя Ивановна Турсина посоветовали мне после 10 класса поступать в Минусинское училище культуры, говоря, что «это точно твое».

В Минусинск поступила в 1974 году. По классическому и народному танцам училась у Владимира Леонидовича Масютенко, Натальи Петровны Черепахиной. После окончания училища поступила в Кемеровский институт культуры. Закончив его, какое-то время танцевала в Рязанском государственном хоре им. Попова. Но еще во время учебы в Кемерово грезила работать в Минусинском училище культуры!

– С чем было связано такое сильное желание?

– Думаю, это было провидение. И педагогический состав училища еще со студенческих дней привлек своей силой, творческой харизмой, отзывчивостью. С такими мастерами хотелось работать. Например, наша классная дама Альбина Михайловна Ходаковская. У меня в 9 лет умерла мама, и Альбина Михайловна была мне очень близка, словно мать и сестра…

Пока я танцевала в Рязанском государственном хоре, не переставала писать письма в Минусинск, что хочу работать у них преподавателем. Два года не было вакансий, а на третий – пригласили работать. Так с августа 1987-го и по сей день – в колледже.

Когда только приехала, меня встретила высококлассный хореограф и замечательный педагог Луиза Сократовна Попова. Это удивительный человек и высокий профессионал своего дела. Она передавала колоссальный опыт.

Были и другие наставники. Например, основатель «Сибирячки» Вадим Александрович Коряковцев.

 

«Сибирячка» в Италии

– Ансамбль вошел в вашу жизнь с первых дней работы?

– Три года я танцевала в «Сибирячке», одна из первых ее участниц. А когда Вадим Александрович решил уйти, Валентина Петровна Барабаш рекомендовала мне возглавить ансамбль. С 1991 года я стала его художественным руководителем.

Мы много гастролировали по югу края, выезжали в Красноярск, Кемерово. Тот состав «Сибирячки» – очень сильный и весьма известный. Это близнецы Игорь и Олег Плуговы (Игорь работает в Москве, в подтанцовке у Олега Винокура, старший балета), Татьяна Клюсова (руководитель хореографического коллектива «Каблучок» в детской музыкальной школе), сегодняшний балетмейстер «Сибирячки» Андрей Юрьевич Чудакин и другие.

Помогал начинать в ансамбле Анатолий Дмитриевич Филимонов, работавший с хореографическим коллективом в Шушенском. В «Сибирячке» поставлены его танцы: «Незадачливый жених», «Калинка», «Приангарская мозаика», «Круговая манерная» и многие другие.

Затем у меня родился сын, от работы отдыхала. Коллективом тогда руководила сегодняшний балетмейстер Людмила Андреевна Давыдова. В августе 1995 года «Сибирячка» отправилась в Италию, где работала целый месяц. Это был отличный опыт для нашего ансамбля. Ребята показали себя, посмотрели другие мировые коллективы. Но все же, когда вернулись, делились впечатлениями так: «Да, там танцуют хорошо, качественно, но как-то бездушно. А мы – по-другому, с душой. Нас и зритель так воспринимает».

 

«Нас мало, но мы в кокошниках!»

– То есть, ребята убедились, что лучше русского танца быть не может?

– Именно так. Но сейчас, правда, очень трудное время. Народные коллективы и сам русский танец находятся в загоне.

За годы в селах упал уровень народных хореографических коллективов. От сельской молодежи не раз слышала разговоры о том, что русский танец «не моден». Переубеждали ребят только примеры, когда мы показывали всю красоту, сложность русского танца. И к тому же, скажем, в брейк-дансе много элементов и трюков именно из русского танца! Это и «Мельница», и «Подсечка», и «Ушки» (когда танцор крутится на голове), и хлопки в воздухе ногами, и многое другое. Вот только названия им присвоили на английском языке… Но мы держимся. Сами про себя шутим: «Нас мало, но мы в кокошниках!»

Русский танец уникален! В нем столько смысла, который красной нитью проходит через всю композицию. В нем весь характер русского человека, наша история. Это всегда полет души. Поэтому во время занятий со студентами учим их: отточить движение еще ничего не значит. Нужно приложить свое сердце.

– Большинство абитуриентов колледжа – сельские ребята, зачастую не имеющие специальной подготовки. Как удается долгие годы не только держать хороший уровень хореографического отделения, но и добиваться высоких результатов в ансамбле?

– Почти 90 процентов ребят поступают из районов. И 80 процентов из них не подготовлены. Поэтому учеба на нашем отделении – огромная нагрузка для студентов. Каждый преподаватель требует профессионального уровня. Хореографы проходят много предметов: русский, классический, народный, современный танцы, ритмика, множество разновидностей современного танца.

Еще больше заняты студенты, танцующие в «Сибирячке». Особенно привлекаем в ансамбль парней, ведь их всегда меньше, чем девушек. И вот тут-то, где без мужского воспитания не обойтись, ведущую роль занимает Андрей Юрьевич Чудакин. Он большой молодец.

И хотя спустя четыре года с выпускниками, набравшимися опыта, приходится расставаться и все заново начинать с первокурсниками, нам удается не только держать хорошую планку, но и расширять репертуар ансамбля. В нем сегодня более 30 хореографических постановок, отражающих жизнь, манеру, характер жителей Сибири. Осваиваем и новые танцевальные направления: степ, бальные танцы: вальс, танго, сальса и многие другие.

 

Спасает дружба

– Держать высокую планку вам просто необходимо! Ведь коллектив имеет звание народного…

– Каждые три года мы его подтверждаем, и есть чем. Единственная проблема – финансовая. Последние годы мы редко можем себе позволить дальние выезды. Коллектив большой, почти 30 человек, и для гастролей нужны немалые средства, специальный транспорт.

Спасает дружба. Так, например, благодаря великолепному мастеру Надежде Борисовне Бандура (которая шила нам костюмы) мы познакомились с народной артисткой Хакасии Людмилой Александровной Арыштаевой. Она, делая сольный концерт на русском материале, пригласила нас к сотрудничеству, которое длится уже 9 лет. Хорошие отношения у нас и с Хакасской филармонией.

И, конечно, как бы я работала без дружной команды педагогов «Сибирячки»! Это балетмейстеры Людмила Андреевна Давыдова, Андрей Юрьевич Чудакин, Максим Сергеевич Журуев, Анастасия Александровна Макаревич, наша выпускница Наталья Олеговна Рай. Вячеслав Александрович Зайцев и Александр Алексеевич Никитин – наши концертмейстеры, баянисты от Бога. В 90-е годы, когда мужчинам приходилось трудиться на нескольких работах, они не отказывали мне в просьбе дополнительных репетиций. Мы собирались и по выходным.

Я признательна судьбе, что у меня такие замечательные коллеги. Мне очень повезло в жизни.

– А о чем мечтаете сегодня?

– Для «Сибирячки» хочу пожелать, чтобы родители чаще проявляли инициативу, помогали в поиске и привлечении спонсоров. Прежде всего, ансамблю нужна финансовая поддержка.

Ну и, конечно, сил, здоровья и вдохновения нашим преподавателям!

Елена БЫЗОВА (Фото предоставлено Минусинским колледжем культуры и искусства)

Оставить комментарий

Комментарии