Вы здесь

Премьера для роста

Закрытие 135-го юбилейного сезона Минусинского драматического театра ознаменовалось необычной премьерой. Почти фарс в 2-х действиях «Екатерина Ивановна» – спектакль неоднозначный, сложный и, что не менее примечательно, весьма редкий на российских сценах.

Самая трудная и таинственная пьеса Леонида Андреева о любви, измене, тайнах человеческой души почти не имеет постановочной истории. Взял на себя смелость создания спектакля по ней художественный руководитель нашего театра, заслуженный деятель искусств РФ Алексей Песегов.

По сюжету ревнивый муж Георгий Дмитриевич (арт. Сергей Поспелов) пытается застрелить жену, Екатерину Ивановну (арт. Ольга Смехова), заподозренную в измене. Через какое-то время несчастный и раскаявшийся Георгий приезжает к супруге мириться. И все как будто идет на лад. Но оскорбленная ложными обвинениями жена вдруг действительно «пускается во все тяжкие». То осыпает милостями «ничтожного» любовника Аркадия Просперовича (арт. Игорь Фадеев) и случайных мужчин, то публично позирует художнику (арт. Дмитрий Дьяконов) в откровенном неглиже…

В переводе с греческого Катерина значит – «чистая», «безгрешная». Однако в спектакле обиженная подозрениями мужа Екатерина Ивановна как бы нарочно, «стараясь» соответствовать ложно приписанному ей образу, становится роковой женщиной, несущей в себе грех. Создается впечатление, что главная героиня одновременно и страдает от своего падения, и услаждается им. «То ли она распутничает, то ли она молится своим распутством или там упрекает кого-то...» – рассуждает о Екатерине Ивановне художник Павел Коромыслов.

Премьера Алексея Песегова – попытка глубинного исследования сущности отношений мужчины и женщины, а также предупреждение о том, на какие поступки способна незаслуженно обиженная женщина, чтобы ее муж вел себя по-мужски. «Неужели это я, именно я, своей рукой так исказил человека, образ человеческий?» – в отчаянии отвечает художнику муж Екатерины Ивановны.

Сложно уверенно встать на чью-либо сторону в данном спектакле. Не хочется ни оправдывать главную героиню, ни обвинять ее. Единственное, на какую нейтральную позицию наводит лично меня этот спектакль – размышление о ранимости каждого человека. И о нашей ответственности за всякое не только действие, но и слово. Как перед самим собой, так и перед людьми. Словом можно убить, словом можно воскресить…

Подарив минусинцам в этом сезоне семь премьер – четыре взрослых и три детских спектакля – театр, уходя в летний отпуск, не дает нам «расслабиться». Премьера закрытия «Екатерина Ивановна» – это возможность поразмышлять над очень серьезными жизненными вопросами. В очередной раз Алексей Песегов идет на эксперимент со зрителем. Эксперимент рискованный, но заставляющий театрала расти.

Елена БЫЗОВА

Оставить комментарий

Комментарии