Вы здесь

Ольга ПЕСТРИКОВА:

Куклы из Питера ждут встреч с юными минусинцами.

Сколько кукол у вас в доме? Одна, две, три? У тех, у кого есть дети, наверняка наберется и больше десятка. Но вот больше сотни – едва ли!

Тем более кукол не простых, а театральных. Перчаточные, тростевые, маппеты, куклы-марионетки живут в квартире нашей героини в таком количестве, что все их не пересмотришь за один день!..

 

Сцена 1: Необычный дом

Ольга Павловна ПестриковаОказавшись в квартире Ольги Павловны Пестриковой, я растерялась: швейная машинка, палитра тканей и цветных ниток, игольницы, ножницы, множество заготовок будущих изделий и … куклы, куклы, куклы! Герои самых разных сказок, легенд, притч, «Пакетосы» и другие вымышленные персонажи фантастических планет. Они не только заселили весь зал нашей героини, но и живут в коробках, составленных одна на другую практически до потолка в соседней комнатке! На секунду мелькнула мысль: все ли со мной в порядке? Может, по ошибке попала не в жилое помещение, а театральный цех? Но нет: вот уже и хозяйка дома приветствует улыбкой, похоже привыкшая к подобной реакции.

Ольга Павловна – не декоратор-бутафор, не актриса кукольного театра, не художник или режиссер. Она … пенсионерка! Четыре года назад эта женщина переехала из Питера в Минусинск, захватив с собой целый «обоз» кукол!

 

Сцена 2: От «детских секретиков» до выставок на ВДНХ

Истоки ее любви к куклам и творчеству как таковому начались гораздо раньше. Ольга Павловна – коренная петербурженка. Родилась и выросла в красивейшем городе на Неве.

– Литейный, Невский проспекты – эти места знаю, как свои пять пальцев, в детстве часто ходила там пешком, – рассказывает наша героиня. – Мы жили в центре, недалеко от Летнего сада, где напротив нашего дома стояло высшее художественное промышленное училище им. Веры Мухиной. Там учились те, кого сейчас назвали бы дизайнерами. А тогда это были кафедры металла, стекла, живописи и т.д. Училище огромное. Детьми мы туда бегали, как в какое-то волшебное место: находили неподалеку от корпуса стеклышки, элементы скульптур, мозаики – собирали все, что в учебном процессе оказалось ненужным. И для нас это были настоящие сокровища, наши «клады». Мы создавали из них свои детские «секретики», закапывали их в землю, и в этом была какая-то своя тайна. Вот такое детское первое интуитивное творчество…

Когда родителям дали квартиру в «хрущевке» – из центра города семья переехала в другой район. После школы девушка устроилась учетчицей на Кировский завод.

– Там была такая активная молодежная «тусовка» – поэтические вечера, творческие встречи, турпоходы, – продолжает Ольга Павловна. – Заводилами в этом были, в основном, студенты. И я поняла: надо учиться. Поступила в техникум легкой промышленности на модельера обуви. Но обувщиком не очень-то хотелось быть. На следующий год перевелась на технолога кожгалантереи. А выше меня на курс по особой программе училась экспериментальная группа кожгалантерейщиков. Появилась такая жажда попасть именно к ним на курс! Я загорелась: ходила с ними на занятия, сдала все необходимые зачеты, мои работы участвовали во многих выставках. В итоге мне разрешили на год «перепрыгнуть» курс. Выпускные экзамены сдавала уже с экспериментальной группой. После техникума поработала начальником отдела технического контроля на Питерской кожгалантерейной фабрике, часто ездила в командировки по Союзу. А когда наконец-то открылся дом моделей кожгалантерейных изделий – ушла туда. Экспериментальный цех, в котором работали художники, модельеры, просто кипел от творческих идей! Очень интересная деятельность: командировки, выставки, на которых женщины просто «пищали» от крутых моделей наших сумок. Там я проработала семь лет, пока в 90-е наша легкая промышленность не «затрещала по швам». Я попала во вторую волну сокращения, а третья волна «захлопнула» всех.

 

Сцена 3: Гоголевская «Оксаночка», перевернувшая душу

Уходить в депрессию предприимчивая женщина не стала. Жизнь, она ведь зебра – пусть сегодня черная полоска, завтра будет белая. После дома моделей стояла на бирже по безработице, а в 1996 устроилась портнихой в Большой театр кукол.

– В двух словах это место не опишешь, – вспоминает Ольга Павловна. – Могу сказать только, что туда всегда было трудно достать билеты. Но я никогда не любила кукольные мультфильмы, самих кукол, никак к ним не относилась. Просто выполняла свою работу: шила костюмы для актеров и кукол. Но однажды на ремонт и подшивку мне принесли «Оксаночку» – тростевую куклу из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Красавица-украиночка в народном костюме, с веночком на голове, лентами в косах. Все! Я в нее влюбилась! Тогда и родилось желание создавать куклы. Чем больше я окуналась в этот мир, тем больше он меня привлекал. Много посчастливилось общаться с художниками, режиссерами – все талантливые, творческие, интересные. Делая свою работу в театре, я стала потихоньку присматриваться к этому миру кукол, «поглядывать» за актерами. Сама пробовала шить куклы – и это хорошо получалось!

 

Сцена 4: Ради чего хочется жить

Коллектив частной мастерской с Михаилом Шемякиным (2008 год)Из Большого театра кукол наша героиня ушла на пенсию. Но дома сидеть не хотелось – устроилась в частную мастерскую. Там она делала все, что скажут: шила декорации, красила, обтягивала тканями заготовки и многое другое. Выпало поработать и со знаменитостями. Михаил Шемякин (советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии РФ, народный художник Кабардино-Балкарии, народный художник Адыгеи, почетный доктор ряда высших учебных заведений – прим.ред.) был тогда художником-постановщиком балета «Щелкунчик» на сцене Мариинского театра. А Ольга – одна из тех, кто создавал декорации.

Вообще образ жизни Ольги Павловны был довольно активным. Она участвовала в проекте «Школа третьего возраста», где на деле пенсионеры доказывали, что в их годы все самое интересное только начинается! Наша героиня участвовала во многих проектах, один из них – «Старшие друзья».

– Со сказкотерапией, кукольным театром мы посещали детские центры, учебные заведения, – рассказывает она. – Тогда у меня и рождались новые и новые куклы, которые делала сама. А сюжеты подсказывали сами дети. Они ведь, как губки, впитывают все прекрасное, красивое, доброе, и в их душах рождается отклик. Самое удивительное в этих представлениях, что после них ребятишки сами берут кукол в свои руки и играют заново представленную сказку. Могут повторить ее один в один, или, наоборот, показать что-то новое, свое. Помню, одна девочка, играя принцессу, не могла вымолвить ни слова. Но представление не провалилось! Дети стали подсказывать ей слова, она начала их произносить от имени принцессы робко и тихо, ребята поддерживали ее игрой других персонажей. Видели бы вы, как потом светились глаза этой девочки! Вот ради таких моментов мне и хочется жить, создавать новых персонажей, новые сказки.

 

Сцена 5: Прощай, «Собачье сердце»! Здравствуй, Минусинск!

В Сибирь любительница кукол подумывала перебраться давно: в эти края переехала ее «ангел-хранитель» – лучшая подруга. А родные дочка и внук живут за границей, успешны. Все как-то откладывалось, но решающую роль в итоге сыграл «квартирный вопрос».

– В результате жизненных перипетий из отдельной квартиры я переехала в коммунальную, – вспоминает Ольга Павловна. – Но место роскошное: тоже в центре города, на улице Достоевского. Шикарная коммунальная квартира, как в «Собачьем сердце» – с комнатками для прислуги, огромным коридором. Моя комната, видимо, была для бала – очень просторная. Но там жила одна женщина, которую я сейчас ассоциирую с Америкой: сама начнет конфликт, сама придерется. «Последней каплей» стал приезд ко мне «Первого канала», который собирался снять сюжет о моих куклах. Соседка была вне себя от негодования, и после этого стала меня «съедать». Пришлось уехать. Побывала у подруги в Сибири. Нашла, как и мечтала, домик на берегу реки в Курагинском районе, очень быстро продала свою комнату. Но в последний момент выяснилось, что у хозяев не в порядке документы на дом. А из комнаты уже нужно было съезжать. Менеджер в три дня помог найти квартиру в Минусинске. Так я оказалась в вашем городе. Надеюсь, и здесь мои куклы смогут выступать для любимых маленьких зрителей!

 

P.S. За 4 года с любительскими кукольными спектаклями Ольга Павловна уже несколько раз выступала в детских садах, школах, библиотеках города. Буквально через пару дней куклы вновь оживут в сказке для детей Минусинской воскресной школы. Однако самая большая мечта нашей героини – чтобы в городе появился пусть и небольшой, любительский, но все же свой кукольный театр, которому женщина посвятила это стихотворение:

Только лишь одно движенье трепетной руки,
И на нитках кукла вдруг полна любви.
Я смотрю на чудо, будто вижу сон:
Действом представленья я заворожен.
Свет любви, музык волненье, чуть дыша
Улетает в поднебесье с радостью душа.
Как же кукол представленье трепетно и мило,
А в глазах восторга вдруг слеза застыла.

 

Сотни кукол скучают в тесных коробках ее комнаты, ожидая встреч с маленькими минусинцами!

Елена БЫЗОВА (Фото автора)

Оставить комментарий

Комментарии