Вы здесь

Лидер и творец с чутким сердцем

Композитор, поэт, педагог, организатор и художественный руководитель, лауреат и дипломант многих конкурсов и проектов, дипломант ВДНХ, обладатель почетных знаков Министерства культуры СССР, неутомимый пропагандист народного творчества, создатель поэтических сборников, пополнивших фонды библиотек города и края. При его руководстве и участии созданы сборники стихов студентов Минусинского педколледжа. Все это – о легендарной личности Минусинска, композиторе-песеннике Леониде Дмитриевиче АЛЕКСЕЕНКО (16.08.1946 – 22.01.2015). Он не просто созидал сам, но и вдохновлял на творчество других людей.

Мы попытались собрать воспоминания тех, кто знал Л.Д. Алексеенко, и объединить эти рассказы в единое «музыкальное полотно», чтобы в каждой его ноте зазвучала жизнь этого удивительного человека.

 

ДОстаточно быстро, буквально за вечер, я написал портрет Леонида Дмитриевича, – рассказывает минусинский художник Виталий Григорьевич Вальков. – Это было весной 2012 года. Я был участником хора «Русская песня», куда меня вовлек Леонид Дмитриевич. Как-то я сделал карандашный рисунок участника хора Виктора Григорьевича Жмура в казачьем обличии – всем хористам понравилось. Тогда и возникла идея написать портрет самого Алексеенко.

Впервые портрет экспонировался в ноябре того же года на моей юбилейной персональной выставке. Леонид Дмитриевич настоял, чтобы на открытии выставки участвовал хор в полном составе. Даже меня сумел использовать по ходу выступления как солиста. Словом, устроил для меня настоящий праздник.

Леонид Дмитриевич Алексеенко… Когда уходят такие личности, приходит ощущение пустоты, утраты чего-то очень значимого и духовно ценного. Это был непререкаемый авторитет среди музыкантов, певцов, литераторов, среди всей культурной элиты города. Про таких людей в шутку говорят «штучный экземпляр», подчеркивая этим их уникальность. А еще говорят, что незаменимых людей не бывает. Я не могу с этим согласиться. Можно заменить все что угодно: деталь, мебель, картину... Но уникальную личность заменить невозможно.

К сожалению, наша дружба с Леонидом Дмитриевичем была весьма короткой. Мы познакомились с ним на одном из заседаний литературного объединения «Зеленая лампа» в 2011 году, а в 2015 году Леонида Дмитриевича не стало. Но этого периода хватило на то, чтобы понять, насколько это был талантливый музыкант и композитор, великолепный организатор и педагог. Он притягивал к себе людей особым душевным магнетизмом. Обладал глубокими познаниями не только в музыке, но и в поэзии, изобразительном искусстве, других сферах. Добрый и веселый, с прекрасным чувством юмора, он был хорошим рассказчиком, с ним было легко и приятно общаться. Надо мной, только что приехавшим в Минусинск, Леонид Дмитриевич взял шефство, ввел меня в круг своих друзей, познакомил с людьми из культурного сообщества города. Именно он, увидев мои акварельные работы, проявил инициативу об организации передвижных выставок во время различных музыкальных мероприятий с участием хора.

Он умел создавать душевную и вместе с тем творческую атмосферу в хоре. Я с удивлением наблюдал, как убеленные сединами ветераны, забыв о своих недугах и болячках, отдавали себя музыке и пению, светились радостью и счастьем.

Разумеется, такая фактурная и колоритная во всех отношениях личность не могла обойти мое внимание как художника. Это был один из первых портретов, написанных в Минусинске. И написан он был, на удивление, легко и быстро. Так бывает, когда хорошо знаешь и чувствуешь портретируемого. Именно с его портрета взяла начало серия портретов известных минусинцев, которая в 2016 году была реализована в тематической выставке «Минусинск и минусинцы». К большому сожалению, Леонид Дмитриевич этой выставки уже не увидел. Но это был его прижизненный портрет, и он ему очень нравился.

 

РЕбенком я была сильно привязана к папе, – пишет из Санкт-Петербурга дочь нашего героя Татьяна Малошенко. – Он всегда был для меня образцом идеального мужчины: мужа, отца, талантливого, творческого, мягкого и доброго человека. Однажды, когда мы с папой рассматривали фотографии его молодости, я сказала ему: «Пап, будь я на месте твоих сверстниц, я бы за тобой приударила!» Папочка в молодости был привлекательным, и за ним «охотились» многие девушки. Но когда он приехал работать в Минусинск и устроился в училище культуры, ему приглянулась моя будущая мама. Одна из молодых женщин тогда сказала ему: «Да ты что?! Она ведь замужем, и муж у нее милиционер!» Видимо, чтобы снизить конкуренцию на завидного жениха. Но, слава Богу, папа вскоре выяснил, что это не так: девушка свободна. Ухаживал за мамой он с большой нежностью и вниманием. И волновался, когда предстояло знакомство с будущей тещей. Папа тогда надел свое лучшее пальто и пригласил ее в кино. Бабушке папа понравился, и она сказала маме: «Людочка, выходи за него – я спокойна за вас». Папа маму любил всю жизнь, вы это и изего творчества поймете:

У меня есть ты.
Мне другой не надо.
И любовь, и друг,
И судьбы награда.
Наш совместный путь
Звездами увенчан.
Ты была и есть
Лучшею из женщин.

Так как родители много работали (папа – почти всегда на двух работах, плюс хоры, творческие коллективы) – каждый выходной был ценен для нас. С папой мы могли уехать на дачу, поработать там, а вечером лежать в обнимку и разговаривать. Я открывала перед отцом все свои детские секретики и тайны. Вообще, папа любил нас всех, и к каждому члену семьи у него были свои ключики любви. Он любил и природу, отдыхал душой и телом в тайге. А дары леса заготавливал: у нас всегда дома были соленые грибы, варенье из различной ягоды. Как идем к друзьям – в качестве гостинца с собой — таежная баночка.

 

МИлый друг, он всегда приходил на помощь, – подтверждает еще один друг семьи Алексеенко Алла Александровна Шлябина. – С Людмилой Михайловной (его супругой) я дружила с трех лет. А Леонида узнала с тех пор, как они поженились. Это несколько десятков лет… Мы сроднились. Собирались семьями и вместе пели песни под баян. Тепло. Душевно. По-домашнему. Дружить так и дорожить дружбой, как делала семья Алексеенко, умеют далеко не все… Эту дружбу, как самое дорогое сокровище, несу в сердце через всю жизнь.

– Супруги Алексеенко поражали особой духовной связью, – вспоминает заслуженный работник культуры РФ Людмила Николаевна Ермолаева. – С женой они были единое целое. Она даже умерла вслед за Леонидом Дмитриевичем после сорока дней с его кончины…

Всегда обращала внимание на эту замечательную пару – интеллигентную, красивую. Они жили по ул. Мартьянова, 16, вместе ходили по утрам на работу. Людмила Михайловна работала в училище культуры.

А с образованием литобъединения «Зеленая лампа» Леонид Дмитриевич раскрылся для меня как поэт. Музыкантов-песенников, подобных ему (работавших не только с небольшими коллективами, но и хорами), не так много. Помню, как в 1996-м с хором Л.Д. Алексеенко «Енисеюшко» мы ездили на Международный фестиваль в Башкирию, где выступали на его открытии в Уфе. Когда вышел наш хор и запел песню «Енисеюшко» (на стихи Г. Веретенникова) – это была такая мощь!

 

ФАктически я познакомилась с Леонидом Дмитриевичем, когда поступила в 1992 году в педагогическое училище, – говорит Светлана Валерьевна Титенко, зам.директора Минусинского педколледжа. – Он научил меня играть на аккордеоне, причем это было по моей просьбе и на его голом энтузиазме. Я сказала: «Научите. Я на пианино умею играть, хочу освоить и аккордеон». А он ответил просто, без всяких заминок: «Приходи»…

Кроме целеустремленности, нравилось его отношение к молодым дарованиям, студентам. Если человек талантлив, Леонид Дмитриевич обязательно помогал ему где-нибудь напечататься, выступить. Он создавал ситуацию признания, успеха для талантливых поэтов.

– Леонида Дмитриевича я знала с 80-х годов, – делится минусинская поэтесса Надежда Петровна Кирсанова. – Как творческих людей, нас объединила поэзия и песня. А однажды Леонид Дмитриевич пригласил в хор «Русская песня». Пришла в коллектив с удовольствием и ни разу об этом не пожалела. На протяжении 10 лет мы сотрудничали, я была солисткой в хоре. Леонид Дмитриевич был лидером и в то же время умел построить в коллективе атмосферу доверия и дружбы.

Незадолго до кончины он заявил наше творчество на конкурс лучшей песни по Сибирскому региону. Оба наших стихотворения, наряду с трудами композитора Александры Пахмутовой и поэт-песенника Николая Добронравова, вошли в сборник лучших работ конкурса. Это высокий уровень. В свое время он стал человеком года. Такое звание было для него сюрпризом и подарком: хор поднял и поддержал эту идею. Мы ценили Леонида Дмитриевича, уважали, по-настоящему любили.

 

СОЛЬфеджио, музыкальная грамота – эти предметы я преподавала сначала в детской музыкальной школе Красноярска, затем – еще в нескольких городах Союза, – пишет из Подмосковья сестра Леонида Дмитриевича Тамара Дмитриевна Рыбьякова. — Лёня с детства был влюблен в музыку, в 5 лет взял в руки баян. Отучился в детской музыкальной школе в Енисейске и вошел в самый первый набор Красноярского музыкального училища. Их студенческая группа состояла из четырех человек, и трое из них, включая Лёню, стали профессионалами. Брат и меня вдохновлял на занятия музыкой. Интересно, что творчество не мешало ему увлекаться и спортом. Лёня был очень любознательным и подвижным мальчишкой, любил хоккей с мячом, футбол.

 

ЛЯпов в творчестве Леонид Дмитриевич допустить не мог, а потому упорно и помногу работал, – вспоминает землячка нашего героя, участница хора «Русская песня» Мария Яковлевна Богушевич. – Наверное, напористость Леонид Дмитриевич унаследовал от мамы Марии Михайловны — она была волевой женщиной, сильной, но, в то же время, радушной. А мягкость у него от отца.

Леонид трепетно относился к родителям. Последние годы жизни его мама болела, так он звонил ей каждый день и частенько ездил к ней. Даже когда ей было около 90 лет, она с радостью сама встречала гостей, накрывала стол. Особая нежность, чуткость и уважение в семье Леонида Дмитриевича проявлялись в его отношении к людям старшего поколения. Он радел о том, чтобы молодое поколение могло учиться у старших, брать с них пример. Так, выступая в колледже с концертами, мы еще и рассказывали студентам о себе: трудовом опыте, сколько у кого детей, внуков и правнуков. Проводили лекторий для студентов на патриотические темы. Все эти инициативы воплощались в жизнь с подачи и поддержкой Леонида Дмитриевича.

– Мы пришли в хор «Русская песня» 10 января 2010 года, – добавляют супруги Олег Яковлевич и Валентина Дмитриевна Писаренко. – Нас встретил доброжелательный, улыбающийся человек – Л.Д. Алексеенко – и сказал, что сегодня будет проходить видеосъемка хора. Так мы сразу попали на сцену, где пели вместе с хором, а затем давали интервью. Коллектив встретил доброжелательно. Леонид Дмитриевич был рад, что в хоре появился еще один мужчина, казак, который еще и свистит. Он так умел вдохновлять! В каждом видел талант и способности. Накануне фестиваля «Милицейская песня» на слова поэта В. Чурова он написал песню «Милицейский вальс» и настоял, чтобы мы спели ее дуэтом, несмотря на то, что были в хоре всего три месяца. Всегда интересовался, что и как в семье у каждого участника хора. Ответственно относился к выступлениям хора с концертом, добивался четкости исполнения песен, артистичности. Навсегда запомнились его слова: «Нельзя допустить, чтобы артисту хлопали только из жалости». До сих пор при исполнении его песен чувствуем взгляд и одобряющую улыбку Леонида Дмитриевича.

 

СИльный, вдумчивый композитор, настоящий мастер и фанат народной музыки, русской, хоровой песни, – рассказывает заместитель директора Минусинского колледжа культуры и искусства по планированию, развитию и межкультурным коммуникациям Валентина Петровна Барабаш. — Когда я увлекалась композиторской деятельностью, помогал делать аранжировки. У нас с ним даже получился неплохой цикл на стихи Цветаевой, где он сделал аранжировку моей музыки.

Последние три года мы часто общались. Он вспоминал об учебе в Московском институте культуры, о творчестве, о людях, с которыми был знаком. Немало его воспоминаний из многолетнего опыта работы в нашем колледже помогли мне при составлении исторической книги о нашем учебном заведении. Именно Леонид Дмитриевич первым создал у нас в колледже ансамбль баянистов.

– Когда Леонид Дмитриевич проходил по коридорам училища, его лицо озарялось улыбкой, – делится Тамара Николаевна Галинова, директор Минусинского педучилища им. А.С.Пушкина с 1975 по 1989 годы. – Посмотришь на него – и жить хочется. Он так любил музыку и студентов! Щедрый, добрый, умный, и – великий педагог-гуманист! О каждом студенте говорил с заботой, за каждого заступался. С ним индивидуальные занятия стали глубже, а хор училища выступал практически на всех крупных мероприятиях.

– Это патриот города, края, учреждений и ансамблей, которыми руководил, – подытоживает директор Минусинского педагогического колледжа с 1997 по 2011 годы Наталья Эрнестовна Федотова. – Многие вспоминают Леонида Дмитриевича с большой теплотой и горьким сожалением о безвременном уходе...

 

P.S. Корреспонденту, работавшему над этой статьей, в студенческие годы тоже посчастливилось учиться у Леонида Дмитриевича. Баянистом Елена Бызова не стала, но теплые и добрые воспоминания об этом удивительном человеке навсегда остались в сердце.

Оставить комментарий

Комментарии