«Армейский фотоальбом»

Вы здесь

Федор МЕЖУРЕВСКИЙ:

«Школа — моя территория жизни»

В этом году одно из сильнейших учебных заведений города — школа № 12 — отпразднует свое 30-летие. С её бессменным директором мы встретились накануне его личного юбилея — 6 февраля заслуженному учителю России Федору Прокопьевичу Межуревскому исполнилось 65 лет.

 

— У меня в руках книжка, выпущенная к 25-летию двенадцатой школы. Начинается она вашими словами: «Каждое утро, вот уже 25 лет, я иду в школу, которая стала для меня не только местом работы, но и территорией жизни в кругу коллег, друзей, веселых и озорных ребятишек». Федор Прокопьевич, а как бы вы начали книгу, посвященную 30-летию школы?

Точно так же. Школа для меня, словно дом родной. И это не высокие слова. Я не прихожу сюда работать, я практически живу в ней.

— А с чего для вас началась «дорога к дому»? Ведь профессия учителя многими воспринимается как женская.

— Никогда не считал профессию учителя сугубо женской. Вспомните классику советского кинематографа — «Доживем до понедельника», «Большая перемена» — как замечательно там сыграли учителей-мужчин Вячеслав Тихонов и Михаил Кононов.

А мой путь в педагогику начался с большой любви. Любви к…физике. У нас в школе, а учился я в минусинской школе № 5, этот предмет преподавал Яшкин Владимир Иванович. Окончив учебу с отличием, я поступил в Абаканский педагогический институт. И после его окончания с красным дипломом в 1975 году был назначен учителем физики в школе № 3. В то время ее директором была Элеонора Павловна Шефер.

Дали мне классное руководство и всю нагрузку в восьмом классе. Самая сложная параллель — подростковый возраст. После года работы потерял голос, зато приобрел опыт, что командный голос — не самый эффективный прием в нашей профессии и не в любой ситуации (улыбается).

И в это время мне предложили работать секретарем горкома комсомола. А через пять лет, когда комсомольский возраст подходил к концу (29 лет), назначили директором школы № 7.

Можно сказать, прошел крещение боем. На дворе февраль, а полшколы закрыто из-за размороженного отопления! Хорошо, помогли шефствующие предприятия — мебельная фабрика, электрокомплекс. Проработал в этой школе три года, и в 1986 году меня назначили заведующим гороно.

А когда началось строительство школы № 12, я выразил желание стать ее руководителем.

— Открыв, а вернее даже отстроив школу с нуля, вы руководите ею уже 30 лет. И все это время она — в тройке лидеров по городу.

— У нас с первых дней сложился сильный и творческий коллектив. Мы представляем наше образовательное учреждение как школу высоких учебных достижений. И вот уже около 10 лет являемся лидерами Всероссийской предметной олимпиады школьников городского этапа, причем с большим отрывом от других. Главным показателем, безусловно, являются знания учащихся. Их сейчас сравнить несложно, потому что существует независимая оценка качества образования. В течение десяти лет по рейтингу, который проводит управление образования, наши выпускники показывают высокие результаты по ГИА и ЕГЭ. И хотя все помнят, сколько было разногласий после их введения, сейчас это общепризнанный путь оценки качества образования учащихся, который изменил свою первоначальную форму. От слепого выбора варианта ответа перешли к решению задач, к логике объяснения, к написанию сочинения.

И вообще, уверен, что молодежь становится лучше, интереснее. Сегодняшние ребята умнее нас, да и физически достаточно развиты, у них интересные жизненные мысли, есть цели, философия и духовный рост. Смотришь на подготовку одиннадцатиклассника к экзаменам и удивляешься, какие он имеет разносторонние знания.

— Тем не менее, многие родители считают ЕГЭ чрезмерно сложным испытанием. Интересно, а сами учителя пробуют ответить на экзаменационные вопросы?

— Конечно. И я пару раз пробовал написать ЕГЭ по физике. Закрывался в своем кабинете на три с половиной часа и решал задания. К сожалению, 100 баллов набрать не удалось (улыбается).

— А ведь с 2019 года нагрузка на учеников еще увеличится — будет введен второй иностранный язык…

— Сейчас это вызывает много споров и у педагогов, и у родителей. Тем не менее, решение принято. И ребята с пятого класса начнут изучать два иностранных языка. Зато есть еще одно новшество, которое мне близко, — это введение шахматного всеобуча. Почти 30 лет назад мы уже вводили в начальной школе в группе продленного дня шахматный кружок. Его вел мастер спорта Виктор Михайлович Заблоцкий. А сейчас в организации шахматного кружка помогает его сын Сергей Викторович, который является гроссмейстером и международным мастером спорта. Как показала практика и эксперимент, проведенный психологами, шахматы помогают детям лучше развивать логику мышления, изучать точные науки. Поэтому и решено в начальной школе ввести шахматы как предмет.

А вот количество учебников, допущенных к обязательному применению в школах, сократится.

— И что это даст?

— Из-за массы учебных программ в России потерялось единое образовательное пространство, и бывало так, что ребенок не мог перейти из одной школы в другую, потому что там иная программа. Хотя при этом аттестация идет по одним и тем же законам. Но в новом учебном году мы ждем уменьшения количества программ в начальной школе.

— В связи с различными изменениями в образовании повышаются требования и к педагогам?

— Да. Особенно к их аттестации. Если раньше было достаточно предоставить свое портфолио, провести открытый урок и выступить на предметной секции, то сейчас учителю нужно будет сдавать профессиональный экзамен, который будет напоминать ЕГЭ. В нем порядка 60 вопросов, 40 из них — по предмету, который он преподает, остальные по психологии, педагогике, дидактике и законам в сфере образования. Это, конечно, сложный экзамен. Считаю, что он нужен, когда есть конкуренция педагогических кадров. В настоящее время, к сожалению, никакой конкуренции, особенно в малых городах, нет. Во многих школах, напротив, существует нехватка педагогов.

— При этом чиновники федерального уровня говорят, что в образовании нужна оптимизация…

— Это целая проблема. Слово «оптимизация», которое часто употребляется в разных сферах, в образовании заключается в сокращении штата, уменьшении финансирования и т.д. Хотя, по теории профессора Бабанского, который ввел этот термин в образование, оптимальный — значит, лучший в данных условиях. Но будет ли лучше, например, от того, что произошло изменение в штатном расписании школ города Минусинска и теперь из него выведены все рабочие? Они работают в городской хозяйственной группе и обслуживают школу по заявкам, которые мы подаем. Эта схема не очень удобна. Не думаю, что она даст большую эффективность, чем тот вариант, когда люди постоянно находились в школе.

Слабо в последнее время финансируется и материальная база школы. Был период с 2008 по 2011 годы, когда государство оборудовало рабочие места учителей (компьютер, проектор, экран), без чего ведение урока уже немыслимо. Прошло время, техника устарела, требует замены. Но приобрести ее за те средства, которые идут в школы по субвенциям, не представляется возможным.

— Значит ли это, что без спонсорской или родительской помощи здесь не обойтись?

— Привлечение родительских средств на нужды школы в рамках соблюдения существующих законов – очень сложная процедура. Если же на уровне класса родители что-то делают, то ответственность за сборы и расходы денежных средств берет на себя родительский комитет. К сожалению, сегодня без помощи родителей невозможно качественно подготовить все учебные кабинеты к новому учебному году.

— Знаю, что помимо любви к физике, у вас есть и другие страстные увлечения —охота и рыбалка…

— В этом году моя охота больше сводилась к наслаждению от прогулки. А вообще, на охоте же главное — удачный выстрел, и желательно при свидетелях, чтобы было кому оценить. В прошлые годы, когда собирались большой компанией, так и получалось. Сейчас, к сожалению, быть охотником стало сложно. Все территории закрыты, лицензии стоят очень дорого.

— А осталось ли место для мечты, или исполнено всё, о чем думалось?

— Оглядываясь назад, могу сказать словами классика «как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок» (улыбается). Возможно, моей несбывшейся мечтой остается большая наука. Я, наверное, мог бы поступить в аспирантуру, защитить диссертацию, всю жизнь посвятить физике. Но… Тогда судьба не свела бы меня со многими замечательными людьми, знакомством и дружбой с которыми я безмерно дорожу.

Анна ЭПОВА

Оставить комментарий

Комментарии