Бессмертный полк

Вы здесь

Елена КАПИТАНОВА:

«Для детей семья – это место, где весело и дружно, где счастье»

Что определяет хорошего дошкольного педагога? Умение ладить с детьми, профессиональная подготовка, способность работать в команде или творческий подход? Как раз эти качества и демонстрировали минусинские воспитатели в конкурсе «Лучший педагогический работник города-2019». Абсолютным победителем стала воспитатель детского сада «Росинка» Елена Капитанова. Более того, наша землячка уже вышла в финал регионального конкурса, где из 45 работников дошкольного образования края были отобраны только двадцать.

 

— Елена Николаевна, участие в конкурсе — это всегда хлопотно и волнительно, или вам победа далась легко?

— Принять участие в профессиональном конкурсе предложило руководство детского сада, где я работаю. Сразу согласилась: всегда было желание узнать о своих возможностях, испытать себя и ответить на главный вопрос – а на своем ли я месте нахожусь.

Конкурс дался нелегко. Мы были ограничены во времени, каждое испытание проходило с промежутком в один-два дня, а подготовка предполагалась очень серьезная. Мы писали эссе, готовили информационно-демонстрационный стенд на тему «Зима» — задания из разряда сугубо творческих. Здесь конкурсанты показали удивительные вещи. Можно было записывать, открывать что-то новое для себя. Следующее испытание, которого педагоги боятся более всего, — занятие с детьми, причем с которыми ты видишься впервые. Но в детском саду «Тополек», где проходил этот этап, дети настолько мне помогли, считаю, мой успех зависел именно от них! На мастер-классе мы делились различными методиками, с которыми работаем. Я представила адвент-календарь. Он очень популярен в Европе: его используют все 24 дня перед Рождеством. Представляет собой большую открытку или домик с множеством окошек-кармашков, где в каждой ячейке лежит что-то новое на каждый день. Это может быть сюрприз или пожелание, какое-либо задание. Со своими дочерями, а у меня их трое, уже использую его третий год, а нынче перенесла этот метод и в работу. Для ребенка такой календарь – настоящий праздник, ожидание чуда.

Последнее мероприятие в рамках конкурса – групповая работа вместе с участниками, необходимо было придумать проект и представить его комиссии. Но учитывалась не сама идея, а умение работать в команде, взаимодействовать друг с другом.

— Ожидали, что победите?

— Честно, уверенность была. Я так люблю свою профессию, с удовольствием участвовала и в конкурсе… И когда тебя объявляют победителем – за спиной словно вырастают крылья.

Очень поддерживала семья – муж, дочки, каждый помогал мне как мог, согласно своему возрасту и способностям. И чувствовала за спиной коллектив. В саду «Росинка» я работаю недолго – всего год, но конкурс нас всех так сплотил! Коллеги даже давали мне волшебные конфеты, которые, уверена, тоже помогли.

— ?

— Началось все с шутки, мол, держи, эти конфеты заряженные. На испытание я их взяла с собой, выступила неплохо. Так и повелось – перед каждым этапом мне вручали волшебные сладости. К концу конкурса накопился уже полный карман, причем среди конфет было и яблоко – у коллеги сладостей просто не оказалось. И только после победы я отдала конфеты детям. Считаю, что такая энергетика действительно существует.

По образованию я педагог-психолог, пробовала разные профессии. У меня и погоны есть, я – старший лейтенант милиции, некоторое время работала инспектором по делам несовершеннолетних. А потом пришла в детский сад... Когда переехали в Минусинск из Норильска, устроилась в Центр занятости населения психологом-профориентатором. Но снова вернулась в детский сад. Мне не верили: как такое возможно – хотеть там работать, однако теперь точно знаю: кабинетные будни – не для меня.

И потом, есть такие люди, которым необходимо чувствовать свою нужность окружающим, мы называем эту работу социально значимой. Я – из их числа.

Знаете, когда ты идешь по улице, а навстречу бегут первоклашки, которых ты недавно выпустил, и кричат «Елена Николаевна!» Летят с огромными глазами, бросаются обнимать так, что тебе трудно устоять на ногах. Разве можно это с чем-то сравнить?! Когда родители приходят и говорят тебе «Спасибо». Это действительно того стоит. На сегодняшний день я без этого жить не смогу.

— Лейтенант полиции — звучит как-то более надежно и серьезно, почему не остались на службе?

— Это тоже работа с детьми, но ты действуешь с позиции наказания... Совсем иначе в детском саду. Для ребенка ты необходимый человек, малыши тебя обожают безусловно, просто потому, что ты рядом с ними.

— Кстати, о наказании, как вы относитесь к такому методу воспитания? У нас недавно проводился пресс-опрос по этой теме, и многие отметили, что зачастую именно оно помогает «вправить мозги».

— Честно, меня никогда не шлепали, настолько я была обожаема мамой. А некоторые, действительно, с таким упоением вспоминают, как и чем им попадало. Для меня это дико. Но надо признаться, что родители используют наказание в периоды собственной слабости. Как правило, усталость, какие-то проблемы, неуверенность в себе провоцируют срывы на детях. Так что желание шлепнуть ребенка за шалости или проступки — не проблема ребенка, а проблема родителя. Я бы очень желала всем мамам и папам научиться справляться со своими эмоциями. Ведь ребенка можно воспитывать без рукоприкладства.

— Поделитесь опытом.

— У меня совершенно доверительные отношения со своими детьми, а им тринадцать, семь и три годика. Со старшей дочкой — мы как подруги. И я, честно говоря, без нее уже практически ничего не делаю, мы с ней везде вместе. Она обсуждает со мной любые вопросы. Что важно: и я обсуждаю с ней любые вопросы. То есть для меня это не тот человек, которого я отстраняю от семейных проблем, это полноценный член семьи.

Еще в нашей семье практикуются семейные советы, где мы обсуждаем планы, возникшие проблемы. Я всем говорю: пожалуйста, спрашивайте мнение своих детей! И относитесь к нему серьезно. На самом деле их мысли, идеи такие интересные, порой ты никогда бы не подумал об этом, а ребенок раз – и выдаст!

— А дети изменились, если, скажем, сравнить их с предыдущим поколением?

— Они стали такими же мобильными, как наша современная жизнь. Ритм жизни ведь сегодня какой? Мы везде торопимся, всюду нужно успеть, переделать массу дел. И очень трудно, даже порой приходится себя заставлять, уделить время своему ребенку.

Конечно, по сути дети развиваются самостоятельно, у них есть гаджеты, игрушки, большие возможности. Если сравнивать меня в 13 лет и мою дочь, безусловно, она намного взрослее, чем была я в этом возрасте. Я еще в куклы играла, а дочь уже серьезно обдумывает будущую профессию.

— В связи с этим многие сетуют, мол, нынешние дети лишены детства...

— Мое мнение — нужно проще относиться к этому. 20 лет назад был совершенно иной мир. И если бы человек не менялся на протяжении истории человечества – он бы просто не выжил. То же происходит и сейчас. Сейчас в каждом доме компьютер, в каждой семье автомобиль, у первоклассников телефоны… Тут нельзя говорить, стали мы лучше или хуже, мы просто другие. Посмотрите на педагогов-стажистов, которые умудряются идти в ногу со временем. У них работа идет, как по маслу! Трудно тому педагогу, который воспринимает новшества в штыки.

Однако важно, чтобы технические устройства не заменили человеческое общение. Сегодня зачастую родители, дабы занять своего ребенка, суют им в руки телефон с установленными на нем игрушками. Чем бы дитя ни тешилось, как говорится. Но нужно понимать, что это ни к чему хорошему не приведет. Гаджеты, и это доказано учеными, тормозят развитие малышей, особенно если начинать давать их слишком рано. Бумажные книги, чтение никто не отменял.

Да и так уж создала нас природа: у ребенка развивается речь только в общении с другим человеком, причем, что интересно, только со взрослым. Поэтому думать, что он, общаясь с братьями или сверстниками в саду, научится говорить – не стоит. И телевизор этому его тоже не научит.

Кстати, нужно внимательно относиться к тому, что малыш смотрит. Включая детский канал, не стоит полагать, что все транслируемое на нем – безвредно. Та же реклама. Да и мультфильмы не все можно рекомендовать. Например, «Щенячий патруль» – уж слишком в нем яркие цвета. Из опыта стала замечать, что для детской психики он не полезен.

А вообще советую скачивать мультфильмы детям на флешку, предварительно их просмотрев. Своим я выбираю те, которые, во-первых, чему-то учат, во-вторых, не содержат насилия или возрастных шуток – этим сегодня особенно «страдают» иностранные мультфильмы.

Что хотелось бы порекомендовать – например, «Буренку Дашу», «Малышарики».

— Не могу не затронуть и еще одну волнующую родителей тему — подготовку детей к школе. Сегодня уже в шесть лет ребенок должен и писать, и считать, и чуть ли не бегло читать…

— Отнюдь. Дело в том, что программа, по которой работают детские сады, не предусматривает освоения этих навыков на пути к школе. Другой вопрос, что сегодня некоторые школы требуют этого от будущих первоклассников. Но у воспитателей другая задача: научить ребенка общаться, запоминать, концентрировать внимание.

Все страхи родителей по поводу подготовки ребенка к школе, мол, нам в первый класс идти, а мы даже читать, считать не умеем, – беспочвенны. И уж тем более не стоит вести дошколят на подготовительные курсы, платить много денег, чтобы педагоги обучили этим навыкам. Вопрос: а что в таком случае будет делать ребенок в первом классе? Скучать? Ведь программа как раз и рассчитана на обучение письму, чтению, счету.

Важно понимать и то, что в шесть лет физиологическое, психологическое развитие ребенка еще не готово воспринимать подобную информацию. Всему свое время.

Вообще, говоря о родителях, их желании научить свое чадо всему и скорее, хочется их предостеречь. Да, сегодня много информации в Интернете – о том, как воспитывать и учить детей, — но не вся она соответствует действительности… Не нужно верить каждому слову, которое вы там найдете. Советуйтесь, прежде всего, с педагогами, воспитателями, которые находятся с вашим чадом большую часть дня.

Отдельный вопрос об увлечениях. Безусловно, ребенку нужно определенное хобби, но не пять секций. Иначе можно получить в итоге дерганого, вспыльчивого, неудовлетворенного человека. Чувствуйте всем сердцем своего ребенка!

Знаете, работая инспектором по делам несовершеннолетних, я совершенно убедилась: главная проблема в семье, откуда и начинаются все проблемы, — это отсутствие внимания к ребенку. Ведь убегают из дома не только из-за неблагополучия, конфликтов. Зачастую дети пытаются освободиться от «золотой клетки», где им говорят, как себя вести, что думать, что надеть, на кого пойти учиться. Родители решают все, совершенно не прислушиваясь к желанию самих детей.

Поэтому как бы философски это ни звучало, советую родителям: слушайте и старайтесь услышать своего ребенка. Ведь главное – не упустить время. Проблемы, дела на работе потом решатся, а вот сын или дочь вырастет, и назад ничего не вернешь.

Кстати, сегодня у нас с детьми было занятие на тему «Семья». Знаете, какие у них приходят ассоциации с этим словом? Не забота, не деньги, не телефоны или игрушки, не большой дом и красивый автомобиль. Семья для них – это то место, где весело и дружно, где счастье.

Татьяна БЕЛЯЕВА

Оставить комментарий

Комментарии