Вы здесь

Дорога к храму: Свято-Троицкий храм, село Шалоболино, Курагинский район

Далеко с дороги видны золотые главки куполов Свято-Троицкого храма, уютно расположившегося среди горных массивов рядом с красавицей Тубой. В дореволюционной России практически все святыни возводились так, чтобы дорога к ним просматривалась со всех сторон. А так как село Шалоболино расположено на равнине, прежде чем начать строительство церкви, местные жители в течение нескольких лет завозили на лошадях песок и гравий в центр села, чтобы соорудить искусственный холм, на котором возвышалась бы будущая святыня.

В этом году Свято-Троицкому храму исполнилось 168 лет – он один из тех немногих на юге края, которые удалось сберечь в период гонения на церковь, когда большинство храмов были стерты с лица земли.

 

В честь Святой Троицы и Рождества Христова

Священник в годы революции Симеон МартыновПо архивным данным, церковь построили в 1851 году иждивением прихожан, а большей частью на пожертвования крестьянина села Пойлово Иосифа Артемьева, золотопромышленника, много потрудившегося над украшением храма. Над входом в церковь возвышалась колокольня, заканчивающаяся шпилем с крестом.

Из архивных записей Шалоболинского музея: «Завершением храма был купол шатровой архитектуры, наверху которого крест удивительного литья, а ещё два небольших купола. Точных данных об авторе проекта Троицкой церкви нет, но это был профессиональный архитектор, поскольку согласно «Строительному уставу Российской Империи», строительство сельских церквей запрещалось без утверждения. На церковную территорию, огражденную деревянной решетчатой оградой на кирпичных столбах, вели три входа: двумя калитками и металлическими воротами. Храм был построен в честь Святой Животворящей Троицы, в котором было два престола: главный – во имя Троицы (холодный), а второй – во имя Рождества Христова (теплый, отапливаемый кирпичной печью-голландкой). Все стены главного придела были покрыты фресками, на которых изображены лики святых, библейские сюжеты. В центре купола по окружности подкупольного барабана – сюжет о Сотворении мира».

Большой вклад в становление храма внес местный живописец Семен Александрович Айзиман. Им написаны иконы, которые до сих пор встречаются в домах шалоболинцев. В начале ХХ века на средства прихода художник был отправлен в Венецию, чтобы учиться искусству реставрации. По возвращении вместе с другим художником Гриневичем Симеон Айзиман реставрировал иконостас и фрески под куполом.

– Мама-покойница рассказывала, что в день освящения храма в Шалоболино съехалось так много народу, что не все смогли попасть внутрь храма. Многим пришлось стоять у входа, – вспоминает жительница села Анна Лопахина. – На большие православные праздники приезжали крестьяне со всей округи, храм был переполнен.

Еще бы, ведь по данным на 1916 год в приходе Шалоболинского храма числилось более 5,5 тысяч православных христиан. Для примера: сегодня численность всей деревни Шалоболино не превышает 700 человек, а постоянный приход составляет не более 10 верующих сельчан.

Богатый приход позволил развиваться не только храму, но и дал развитие духовно-просветительской жизни села. При храме была богатая библиотека. Создали общество трезвости, поскольку самогоноварение было широко распространено среди населения «и приносило много горя семьям выпивох». Также организовали попечительский совет. Его стараниями при Шалоболинской Троицкой церкви была открыта богадельня для девочек-сирот. Девочки обучались швейному делу, помогали убирать в храме. Богадельня заботилась и о дальнейшей судьбе выросших воспитанниц. Это были нравственно воспитанные девушки, мастерицы, к тому же каждая из девушек получала приданое от храма, поэтому от женихов не было отбоя.

В отчете за 1889-1890 учебный год говорится, что христианские обязанности учащимися соблюдаются, молятся Богу утром, в школе перед началом уроков, перед обедом и после обеда, а вечером в домах родителей по молитвословам, которые даны каждому ученику. На богослужения ходят исправно, участвуют в церковных чтениях и пении, ежегодно исполняют долг исповедания и причащения.

 

Воинственные безбожники ходили по деревне

Много лет храм стоял разрушеннымПосле революции, в середине 20-х годов прошлого века, школа села Шалоболино была передана в ведение государства. Имущество ее описали, церковные книги изъяли. Изъяли и имущество самой церкви: журналы, брошюры и портреты монархического и религиозного содержания.

В архивах музея есть воспоминания сельчан того времени. Одна из жительниц Шалоболино рассказывала, что из местной молодежи в то время была создана группа «воинственных безбожников», которые ходили по деревне с антирелигиозными лозунгами: «Религия – дурман для народа», «Бога нет». Они высмеивали священнослужителей, устраивали антирелигиозные «капустники», «прорабатывали тех, кто посещал храмы», помогали собирать сведения о верующих, убеждали жителей не крестить детей.

Но даже в смутное для православной церкви время истинно верующие люди продолжали молиться и ходить на богослужения, которые проводил священник Симеон Мартынович Мартынов, добровольно приехавший в Сибирь на службу учителем в 1910 году.

В Сибири он принял священничечкий сан и в 1914 году начал служение в Свято-Троицком храме. В трудные времена давления и преследования он оставался на своем месте и выполнял свой долг. Умер Симеон Мартынов в декабре 1928 года.

Несмотря на преследования, жители по-прежнему посещали храм. В метрических книгах за 1930-1931 годы есть еще записи о брачующихся, о крещении детей, об умерших. Александра Ивановна Сергеева и Николай Иванович Мельников – последние крещенные дети в декабре, накануне зимнего празднования памяти Святителя Николая.

В 1933 году встал вопрос о закрытии Свято-Троицкого храма.

 

Полы из икон, украшения из хоругвей…

праздник Преображения Господня в храме прошла архиерейская службаИз воспоминаний очевидцев того времени: «В день памяти святителя Николая площадь перед церковью была полна людьми. С красным флагом, под звуки гармошки к церкви подошла группа активистов-комсомольцев, служащих сельского совета. Начался митинг, где говорили о религии как о «дурмане для народа», призывали население к сознательности. В здание церкви вошел председатель Шалоболинского исполкома, секретарь и другие. Их задача описать имущество и передать его в пользу государства. К входу подъехали лошади, запряженные в сани, и члены комиссии начали выносить и укладывать иконы, дорогую утварь, одежду священников. Вот что рассказывает Константин Никифорович Белов: «Директор школы залез на крышу храма, чтобы привязать веревки к кресту, мы должны были дергать за веревки. После этого директор не удержался на крыше и упал, его подхватили внизу, и нам не пришлось дергать за веревки… Помню, как плакали люди, как кричали на нас, на членов сельского совета».

Верующие стали уговаривать активистов не совершать богохульства. А в это время комсомольцы залезли на колокольню и стали сбрасывать колокола. Большой колокол упал на паперть, от него осталась трещина в камне. К кресту на куполе привязали веревку, спустили вниз и привязали к лошадям. Лошади, подгоняемые людьми, не смогли ничего сделать. Но когда крест согнулся, крик и плач стоял на площади. Крест согнулся в сторону востока, но не упал. Часть имущества увезли в Минусинск, много имущества «ушло» к членам комиссии.

Из храмовых икон директор сделал стол, стены его дома были украшены церковными хоругвями, а другая активистка долгие годы дарила своим близким церковные полотенца и хвасталась тем, что полы в ее бане выложены иконами. Жители рассказывают, что Бог ее наказал, она погибла в автомобильной аварии по дороге в Минусинск.

Воспоминания Ольги Федоровны Аплошкиной: «С уличной стороны алтаря был проем окна, на котором изображалась фреска, лик Иисуса Христа. После разорения храма фреску забеливала одна из активисток, у которой впоследствии отнялись руки».

Однако лик постоянно проявлялся. Даже в 1990-е годы после дождя люди замечали образ Спасителя.

– В 1936 году в Шалоболино привезли первый раз звуковое кино, и желающих посмотреть было так много, что решили его показать в храме в Свято-Троицком приделе. Окна забили, установили аппаратуру, сделали скамейки. Это был документальный двухчасовой фильм «Доклад Сталина о проекте Конституции». С правой стороны сидел председатель сельсовета. На ногу ему упала плаха, остался хромым на всю жизнь, – рассказывает старейшая жительница села Анна Ивановна Антоненко. – В 60-е годы прошлого века я была депутатом сельсовета. На сессии решали вопрос о том, как убрать храм. Не устраивало, что он стоит посреди села в таком запустении. Разобрать на кирпичи оказалось невозможно, кладка очень прочная, умели строить в те годы. Кто-то предложил взорвать церковь, и все поддержали. Но и устроить взрыв оказалось невозможным, потому как рядом было много жилых домов, которые тоже пострадали бы от взрыва.

Долгие годы храм стоял оскверненный, пустой, подвергаясь разрушениям от непогоды, от подростков, воспитанных в духе атеизма. Захоронения на территории храма оставались неухоженными.

В 1978 году в колокольню церкви ударила молния, она загорелась, крест упал. Верующие увидели в этом плохое знамение. Церковь разрушалась буквально на глазах, фрески ободрали местные подростки.

 

Возродится православие, возродится и Россия

Отец Георгий Арабян– В перестроечное время, когда православие в России стало возрождаться, Свято-Троицкий храм стараниями районных и краевых властей был внесен в реестр объектов культурного наследия Красноярского края, – рассказывает нынешний священник церкви иерей отец Георгий Арабян. – В 2006 году храм передан в попечение Свято-Вознесенской женской обители села Кочергино. Регулярно в нем стали совершаться молебны священниками обители. Но как таковое начало восстановления храма в Шалоболино связано с именем матушки Екатерины, игуменьи Свято-Вознесенского монастыря (ныне покойной). Все делала она с Божьего благословения, все начинала с молитвы. Ежедневно читался акафист Святой Троицы, в том числе и в разрушенном храме. Матушка была твердо убеждена в силе молитвы. Перед приездом в Шалоболино матушка Екатерина совершила паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, чтобы припасть к мощам Сергия Радонежского и попросить у него благословения и помощи.

В 2007 году матушка Екатерина впервые посетила Свято-Троицкий храм. «Неожиданно для себя оказалась я здесь в Шалоболино. Но в том Промысел Божий, – вспоминала матушка Екатерина, – Я верю, что с возрождением нашей православной веры, культуры, традиций возродится Россия. А Бог дает мне для этого сил».

Матушка Екатерина искала по всей стране благодетелей, поэтому Свято-Троицкий храм был возрожден быстрыми темпами. Всех пожертвователей помнила она, независимо от того, сколько было пожертвовано, заносила их имена в помянник и молилась за всех. Были в этом помяннике и министр обороны Сергей Шойгу, и кинорежиссер Никита Михалков, и директора крупнейших предприятий многих регионов страны. Она хранила каждую квитанцию с денежным переводом, с именем благотворителя. Их имена вписаны в историю Свято-Троицкого храма села Шалоболино.

На престольный праздник Рождества Христова в восстановленном храме прошло первое за последние 70 лет праздничное богослужение.

 

С молитвы начинайте каждое дело!

Михаил Мухаметдинов18 августа 2019 года, в предпразднество Преображения Господня, епископ Минусинский и Курагинский Никанор совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме. И хотя постоянных прихожан у церкви немного, люди с удовольствием пришли на архиерейскую службу.

– Когда шесть лет назад меня назначили сюда священником, людей практически не было, –рассказывает отец Георгий. – Да и с чего им тут быть, столько лет в России просто убивали православие и искореняли веру. Уничтожать всегда легче, нежели созидать. К тому же наша жизнь полна искушений, с которыми по слабости своей человеку подчас трудно справиться. Но, тем не менее, с возрождением храма маленькими шажочками начала возрождаться и деревенька. Из окрестных сел люди приезжают к нам совершать обряды крещения, венчания, отпевания. Лично знакомлюсь с людьми, провожу беседы, рассказываю о канонах и правилах исповеди, причастия. Раньше на Руси так и было, священник считался самым близким к народу человеком. В больших городах и больших храмах сегодня священнослужитель не может себе позволить поговорить с каждым прихожанином. А мы здесь как одна семья.

Свою первую службу в Шалоболинском храме батюшка совершил во время Великого поста в начале 2013 года. Православные сельчане встретили священника с радостью. Так как жилья в деревне у отца Георгия не было, он с матушкой Еленой и детьми первое время жил в маленьком домике при храме. Позже одна из прихожанок отдала семье Арабян свой дом в безвозмездное пользование. Но уже тогда батюшка решил, что для своей большой семьи сам построит жилье в деревне.

– Священник – это воин Божий, в любой момент меня могут отправить служить в другой храм, в другой город, но, имея свое жилье, я буду знать, что у моей семьи есть пристанище.

Семья отца Георгия – это любимая матушка Елена, четыре сына и четыре прекрасных дочери. Младшему ребенку всего восемь месяцев, а старшей девочке почти 16 лет. На все службы они ходят вместе, молятся, исповедуются и причащаются. Сыновья помогают отцу проводить службы, выступая в качестве пономарей (помощников священника – прим. ред.) Старшие дочери поют на клиросе. Сам батюшка вспоминает, что прошел все ступени церковного послушания, прежде чем стать священником.

– В 21 год осознанно покрестился, жил тогда в Железногорске, – рассказывает отец Георгий. – Сам просился на послушание в храм. Был и простым сторожем, и певчим, и псаломщиком, и дьяконом, и звонарем. Узнавал тонкости церковной жизни, но никогда даже думать не мог, что меня рукоположат. Но, как говорится, человек полагает, а Господь располагает. В какой-то момент мой духовный наставник сказал: благословляю тебя принять священное служение, это твой путь. И я понял внутри себя, что не могу ослушаться. Хотя хорошо знал, какая высокая ответственность накладывается на меня перед Богом и людьми. Сегодня, отвечая на вопросы своих детей, прихожан, о том, как жить, как спастись, как не впасть во грех, говорю: не забывайте, что на все воля Божья, что Господь ведет нас самым правильным путем. Вы только живите благочестиво, не храните зла и зависти, не обижайте и не обманывайте, и Господь поможет. Любое дело начинайте с молитвы и благодарности, ибо без Бога – ни до порога.

 

Мечтал, чтобы дети жили вдали от суеты

Галина Кименко, прихожанка храмаМихаил Мухаметдинов еще только учится правильно звонить в церковные колокола. Но, по словам батюшки, уже делает успехи. С недавнего времени он вместе с супругой и тремя ребятишками посещает все богослужения и по мере сил помогает священнику в храме.

В Шалоболино молодая семья Мухаметдиновых переехала всего несколько месяцев назад. Жители Красноярска давно мечтали оставить город-миллионник и перебраться в глубинку, объездили север региона, были на востоке. А нынешним летом друзья позвали погостить на юг края. И Михаил с Юлей и ребятишками поехали.

– Как не поверишь, что Господь всегда ведет нас самым правильным путем, – признается Михаил. – Мы долго сомневались, выбирали, спорили. А заехали в Шалоболино, увидели храм и поняли, что будем жить здесь. На первой же литургии познакомились с отцом Георгием, с местными жителями. Арендовали дом и теперь задумываемся над строительством собственного жилья. Я всегда мечтал, чтобы мои дети жили подальше от мирской суеты, от искушений. И здесь мы за них более спокойны, чем в большом городе. Конечно, тяжелее с работой, но так как мы с супругой оба педагоги, нашли работу дистанционно, через интернет. Обучаем детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут, как другие ребятишки, учиться в общеобразовательной школе. По мере сил стараемся чаще бывать в храме, приучать ребятишек к духовно-нравственным ценностям.

Михаил и сам вырос в православной семье, его старший брат принял сан священнослужителя и сейчас служит в одном из храмов Красноярской епархии. Правда, по стопам брата Миша идти не планирует, говорит, что не готов пока взять на себя такую ответственность. При этом говорит, что во всем уповает на Господа и его волю.

 

Без тебя тебя не спасу

Будучи совсем девчонкой, Галина Клименко вместе с друзьями бегала по разрушенному храму, даже не подозревая о том, что когда-то станет верной его хранительницей.

– Каюсь, «зеленая» совсем была, – говорит Галина Александровна. – Мы, конечно, не скверничали, стены не ломали, так, бегали, прятались друг от друга. А жизнь видите, как повернула…

Сегодня Галина Александровна – одна из первых помощниц в храме. Вместе с другими прихожанками несет дежурство, следит за порядком в церкви. Родители ее были верующими, а вот сама женщина к вере пришла с годами.

– Но, как любит говорить наш батюшка отец Георгий, без тебя тебя не спасу, – признается женщина. – Никогда не поздно прийти к Богу, покаяться в грехах и попросить прощения за грехи. Ведь дорога к храму всегда свободна для каждого верующего человека.

Ольга НОВИКОВА

Оставить комментарий

Комментарии