Вы здесь

Даниил ЛЕОНТЬЕВ:

«Сейчас главная задача – поиск собственного «почерка»»

Год назад вы встречались на страницах газеты с этим молодым человеком. Даниил успешно окончил Минусинский колледж культуры и искусства по специальности «Театральное творчество», запомнился в городе, как организатор и режиссер инклюзивного театра для детей с особенностями развития и своим участием в других молодежных проектах.

Сбылась и главная мечта нашего юного земляка – он учится в Российском государственном институте сценических искусств в Санкт-Петербурге!

 

– Даниил, если бы не твое участие на линейке 1 сентября в нашем колледже культуры – вряд ли бы мы снова встретились!

– Да, я не мог не зайти в свой любимый колледж перед отъездом в Питер. Ноги сами несут в родные стены, все в ту же альма-матер. В моем сердце остались приятные воспоминания о нашем колледже, о том, что вместе с нашим мастером курса Верой Тимофеевной Аторкиной мы сделали очень многое.

Минусинский колледж культуры и искусства заложил во мне прочный мотивационный фундамент на дальнейшее развитие, помог в самореализации.

Педагоги задали нам хороший вектор. Представляете, почти все выпускники нашей группы продолжили творческий путь по профессии. Например, Андрей Никонов и Софья Карасевич второй год служат актерами в Ачинском драматическом театре. Василий Гладкий и Вероника Гусакова в этом году поступили в тот же институт, что и я, только на режиссуру эстрады музыкального театра.

– А ты теперь постигаешь азы телевидения?

– Точнее моя специальность в институте называется «Режиссура кино и телевидения». Для меня все, что произошло, оказалось несколько неожиданным. Потому что когда покидал стены нашего колледжа, планировал связать свою жизнь с режиссурой театра. Думаю, все это к лучшему. Нужно расширять спектр интересов и возможностей, будет здорово, если овладею основами режиссуры не только театра, но и кино, телевидения. Очень рад, что поступил на курс к Наталье Львовне Серовой. Это новые предметы, знания, новый стиль работы. Уже за первый курс я погрузился в такие предметы, как режиссура, операторское мастерство, монтаж, история театра и кино и другие.

Система обучения в институте интересная: тебе дают возможность выбрать материал, наставляют, а дальше – отправляешься в свободное плавание. Выплывешь – значит, ты нужен в этой профессии, нет – значит, ты пришел не туда. То есть учишься не просто самостоятельности, а ищешь себя в этом искусстве, нарабатываешь свой «почерк», непохожий на другие.

Мне нравится, когда спрашивают: «А зачем ты пришел в театр, в кино? Там уже столько всего сделано». Да, в этом искусстве были многие, но не было меня, моей позиции, моего внутреннего мира. За этим я и пришел: не чтобы копировать, а чтобы найти себя, свой стиль. Это и очень сложно, и очень интересно!

– Снять свой фильм уже удалось?

– Нет, конечно. Об этом рано говорить. Но кое-какие первые шаги на пути к непростому искусству кино сделаны. Уже на втором семестре первого курса мы ставили сказки. Каждый студент должен был самостоятельно написать инсценировку и воплотить ее в жизнь. Мне так повезло: я нашел себе драматурга Алексея Медведева, который учится на магистратуре. Вместе переработали сказки Афанасьева «Ночные пляски» и братьев Гримм «Стоптанные башмаки». Сделали синтез нашей идеи, и результатом стала своя сказка – «Тайна принцесс». Ее фрагмент поставили на сцене. Работа так понравилась и мастеру, и преподавателям, что мне предложили ее снять, как игровую работу. Тогда мы с художником Валентиной Спивак создали образное решение сказки, построили картонный город со своими улочками и домами, где герои существовали, как в комиксе. Эта работа и стала моим первым опытом кино, если можно так ее назвать. Я впервые руководил съемочной площадкой – мой первый маленький опыт кинорежиссера.

– А какие метаморфозы произошли с тобой за этот год? Все-таки культурная столица России откладывает свой отпечаток на личность.

– О, да! Произошло невероятное погружение в культуру Санкт-Петербурга. Как только выпадал выходной – хотелось куда-нибудь ехать. Был в Кронштадте, в Царском селе, в Эрмитаже. С нашим курсом ходим на спектакли в Большой драматический театр им. Товстоногова, в Александринский театр – в нем, кстати, работает одна из педагогов нашего института – Яна Константиновна Хаменок.

Удалось пообщаться и с известными людьми: актером театра и кино Константином Райкиным, с актером и режиссером, известным клоуном Вячеславом Полуниным, с драматургом, прозаиком, сценаристом и театральным режиссером Николаем Колядой. Очень интересно было послушать его рассказ о том, как к нему приходят новые идеи, как он придумывает постановки. Он объяснял, что искусственно ничего выдумывать не надо – все есть в жизни. Нужно просто внимательно смотреть вокруг себя. Что-то сфотографировать, запечатлеть, носить всегда с собой блокнот для заметок.

Нас и в академии этому учат: записывать все интересное, что увидел, что тебя взволновало, привлекло, навело на какие-то размышления. То есть развивать свою чуткость и внимательность. Такой дневник наблюдений у меня есть, и он сильно помогает. Достаточно иной раз просто выйти на улицу, чтобы что-то интересное увидеть: наша жизнь драматичней, чем любое произведение.

А когда встречался с Вячеславом Полуниным – запомнилось его высказывание: «Работать нужно только с теми людьми, кого хочешь обнять». Мне кажется, это очень правильный вектор для творческого человека, ведь ему, как воздух, необходима хорошая команда. Иногда к этому идут всю жизнь.

Санкт-Петербург меня воодушевляет. Раньше я жил в Минусинске, иногда бывал в Красноярске, если туда приезжали с гастролями из Питера. А теперь все это могу «потрогать» вживую, на месте. Конечно, такая атмосфера весьма вдохновляет на учебу и творчество.

– Некоторые считают Санкт-Петербург еще и таинственным городом, с особой мистической атмосферой…

– Я бы не сказал, что город мистический. Мистика – это скорее из области того, что человек может сам себе придумать. Но вот величие, могущество Санкт-Петербурга действительно ощущается почти физически. Через Невский проспект прохожу почти каждый день. Когда сам гуляешь по тем же улицам, где ходили Петр I, Гоголь, Достоевский, находишься в тех же театрах, где работал Мейерхольд, бывал Блок – это, конечно, поражает воображение. Это что-то очень большое, великое, то, на чем стоит наша культура.

Но и здесь есть свои парадоксы. Хоть и кажется, что Санкт-Петербург ближе к Европе – в нем, как и во всей России, встречаются те же проблемы благоустройства. В питерских двориках вы увидите те же лужи, что и в Минусинске.

– Жители Питера отличаются от сибиряков? Наш народ считают замкнутым, угрюмым.

– Мне кажется, сибиряки, наоборот, более радушные и гостеприимные. А еще нас отличает самобытность. Чем, кстати, и интересны студенты из Сибири для питерских вузов. Сибирских ребят охотно берут на творческие специальности, потому что нашей молодежи там есть что сказать и показать. Когда ты приезжаешь из маленького городка где-то на юге Сибири – это очень интересно преподавателям, которые потом с тобой работают. Естественно, и самому нужно усердно потрудиться. Я, например, сейчас готовлю фильм о минусинском помидоре.

На лето нам задали практическое задание – создать видеорепортаж, основанный на наблюдениях за людьми. Я решил, что это будет День помидора. Не только сам праздник, но и подготовка к нему. Было очень интересно ездить с экспертной комиссией конкурса по адресам трудолюбивых минусинцев и видеть весь процесс изнутри. А для Питера помидоры под 2 килограмма – это вообще что-то нереальное! Надеюсь, мой фильм получится самобытным, увлекательным и колоритным. Минусинцы тоже смогут увидеть его в соцсетях уже в октябре.

– Ясно, что ты только в начале поиска своего творческого «почерка». И, тем не менее, какие режиссеры тебя сегодня вдохновляют?

– Из театральных режиссеров Лев Додин (Малый драматический театр) – он умеет совмещать и современность, и классику. Из Большого драматического театра это режиссер и педагог Андрей Могучий – новатор, преподносит другое веяние в театральную среду. Из кино и театра я бы отметил Кирилла Серебрянникова, Марка Захарова. Исключительно из кино, конечно же, Тарковский. Настоящее искусство дает возможность думать, размышлять, оно затрагивает самые тонкие струны души.

Впереди второй курс, надеюсь, мне удастся пройти его достойно. На лето нам задавали много заданий по пьесам, будем ставить их фрагменты. Я выбрал «Слугу двух господ» Гольдони. Комедийная пьеса хоть и написана в 16 веке, но невероятно актуальна и для наших дней. Главный персонаж пытается выжить и найти работу.

– В Питере без работы туго, ведь жить там недешево. Наверное, тебе приходится подрабатывать?

– В дальнейшем я планирую учиться и работать, но на первом курсе это было бы очень трудно: нужно было адаптироваться, войти в новый ритм жизни, в учебу. Главной задачей я ставил именно это. И если бы с первого курса я начал подрабатывать – меня физически не хватило бы на учебу.

Поэтому я очень благодарен моим родителям – низкий поклон! Они меня сильно поддерживают, отдают все самое лучшее. Считаю, что поддержка близких чрезвычайно важна для полноты самореализации.

– О чем мечтаешь после окончания института?

– Учиться еще долго – университет окончу только в 2023 году. Так что говорить сейчас о каких-то планах не осмелюсь. Главная задача для меня сейчас – успешная учеба, мое развитие и поиск собственного «почерка». Надеюсь, я его найду. Путь у меня будет нелегкий, но интересный!

Елена БЫЗОВА

Оставить комментарий

Комментарии