Вы здесь

Андрей ГЛУШКОВ:

«Служа закону, служу народу!»

На днях сотрудники Госавтоинспекции России отметили свой профессиональный праздник. Днем и ночью, в стужу и зной они следят за безопасностью на дорогах, добросовестно неся службу. Вот только аварий меньше не становится. Мы попытались разобраться в этом вместе с майором полиции в отставке Андреем Глушковым, отдавшим 18 лет службе в Госавтоинспекции.

— Андрей Александрович, сейчас, выйдя в отставку, вы по-прежнему считаете период работы в ГАИ – вашими лучшими годами?

— Безусловно, хотя я планировал стать строителем, как отец. Но по его совету пошел в ГАИ и ни разу не пожалел о сделанном выборе. Служить закону и народу – почетно во все времена. Первые годы служил дежурным по ГИБДД, потом — старшим инспектором по исполнению административного законодательства. Наставником у меня был Виктор Макиенко, сотрудник с большим стажем работы, благодаря ему я и осознал всю важность правильного оформления происшествий, тщательной фиксации всех следов и обстоятельств. Вообще, схема ДТП — главное в оформлении дорожного происшествия.

— Рисунок? А как же свидетельские показания?

— Показания у людей могут изменяться! Одни говорят, чтобы выгородить себя, искажая факты в свою пользу, другие искренне заблуждаются. Чрезвычайная ситуация кого угодно может вывести из равновесия, человек вообще может половину деталей забыть, даже если и видел. Сколько раз убеждался в этом – даже цвета машин не те называют! И обвинять их во лжи язык не повернется – люди искренне верят в то, что говорят. А положение автомобилей на дороге после аварии, следы торможения на асфальте – объективные факты.

— А по следам действительно реально понять, как все произошло?

— Конечно! И направление движения каждой машины, и с какого момента водитель начал тормозить, и т.д. Однажды мы с инспектором Виктором Кудряшовым выехали на ДТП. Дело было рано утром. Пьяный водитель выехал со второстепенной дороги на перекресток улиц Абаканской и Советской, не уступив дорогу автомобилю, двигавшемуся по главной дороге. Он был настолько пьян, что не помнил, откуда выехал на этот перекресток! Одно твердил: «Я ничего не нарушал, ехал по Абаканской, как вдруг удар в задний бампер»! А удар был настолько сильный, что у него разнесло пол-автомобиля. Он остался жив, в другом автомобиле водитель и пассажиры отделались ушибами и ссадинами. Второй водитель уверяет: «Виновник аварии вылетел справа перед самым моим носом!» Кому верить? Видеокамер на перекрестке нет, видеорегистраторов нет, свидетелей нет! Мы чуть ли не по сантиметру дорогу обследовали, но нашли на повороте с улицы Советской след движения автомобиля пьяного водителя. Только благодаря этим следам на дороге мы смогли доказать пьяному водителю его нарушение!

— А как вообще работалось в ГАИ в лихие 90-е?

— Служебного транспорта было мало, дежурная машина – старенький бортовой ГАЗик. На нем мы выезжали оформлять ДТП, на нем же вывозили погибших с места происшествия. Было время — и зарплату задерживали, но у меня и мысли не возникало о том, чтобы уйти. Спасибо жене, все выдержала и всегда была моим надежным тылом. Благодаря ей я и на работу с настроением уходил, и после смены с радостью домой спешил. Всякое было в жизни, и трудности тоже, но преодолевали их мы всегда вместе. И счастливы до сих пор.

— Андрей Александрович, признайтесь: проверяют ли знание правил дорожного движения у самих сотрудников ГАИ?

— Учебные занятия проводятся каждую неделю, периодически сдаются зачеты. Более того, с 1995 года регулярно проводятся конкурсы профмастерства сотрудников ГИБДД. Мне, к примеру, шесть раз довелось защищать честь сотрудников ГИБДД Красноярского края на российском уровне. Победить непросто: соревнования проходят не только на знание ПДД, но и по мастерству вождения, стрельбе, физической и медицинской подготовке, знанию техсредств на службе ГАИ, регулировке дорожного движения, спецподготовке (на знание законов, приказов, постановлений). На конкурс такие асы приезжают, что их мастерством остается только восхищаться. Но мы все равно старались выложиться на все 100 процентов. Очень благодарен А.Ю. Золину за уроки рукопашного боя, Б.В. Щербинину за шлифовку регулировки — уверен, без их помощи мне бы не удалось неоднократно входить в десятку лучших по России, а дважды – занимать пятое место. Большое спасибо всем моим начальникам, командирам, всем коллегам за поддержку и доверие.

— Существует ли сезонность в аварийности на дорогах?

— Да, с июня по сентябрь не только аварийность повышается, но и увеличивается количество ДТП с тяжкими последствиями. Зимой около трети автомобилистов оставляют свои машины в гаражах, остальные же очень аккуратны на дороге, да и скорость снижают из-за гололедицы. Если даже и столкнутся машины – под удар, как правило, попадает только железо. А летом поток увеличивается. Из-за жары можно потерять контроль за дорожной обстановкой — сцепление с асфальтом хорошее — практически каждый водитель превышает скорость на трассе. Из-за этого последствия аварии тяжелее. Плюс летом много пьяных за рулем – садятся за руль, возвращаясь из гостей, с отдыха на природе.

— В Аргентине если водитель превышает скорость на 40 км/ч, у него конфискуют автомобиль… В России такое возможно? Или скорость – это наше родное?

— На хорошей дороге можно ездить быстро, не превышая, конечно, установленной скорости. А вот за управление в нетрезвом состоянии конфискация автомобиля не помешала бы. Помню, однажды задержали такого, спрашиваем: «Почему вы ездите пьяным?» А он: «Потому что я идти не могу!»

— Если бы у вас была возможность сделать так, чтобы никто и никогда не нарушал одно из правил дорожного движения. Какое бы вы выбрали?

—Чтобы не садились за руль в алкогольном или наркотическом опьянении. Автомобиль – источник повышенной опасности, и под управлением невменяемого человека он становится орудием убийства.

— Андрей Александрович, вы много лет проработали старшим инспектором по административной практике, через ваши руки прошло множество материалов по ДТП. Основываясь на этом опыте, скажите — какие ошибки водителей наиболее опасны?

— Чаще всего это неправильное перестроение, обгон. Водитель обгоняет, не убедившись в безопасности маневра, идет на риск – надеется на свою реакцию, на мощность своего автомобиля. И не успевает. Это самые страшные аварии.

Залог безопасной езды — прогнозирование дорожной ситуации всегда и везде. Даже если вы едете по главной дороге, подъезжая к перекрестку, нелишне будет сбавить скорость и убедиться, что вас пропускают. Потому что по второстепенной может ехать пьяный, или рассеянный, или водитель, которому вдруг стало плохо. Водители-профессионалы реже попадают в аварию не потому, что они счастливые, а потому что они сами предсказуемы на дороге и дорожную ситуацию умеют прогнозировать.

— Интересно, ошибки начинающих водителей типичны?

Основная ошибка начинающих — самоуверенность! Даже если ты великолепно научился совершать разные маневры, надо понимать, что опыта на дороге еще нет, а значит, нет и предвидения и правильной реакции. Как меня Золин учил рукопашному бою: «Ты не должен вспоминать, как отбить тот или иной удар, у тебя это знание должно быть на подсознательном уровне. Противник еще замахнулся, а у тебя уже руки сами пошли навстречу!» Но такое приходит с опытом. И на дороге опытный водитель реагирует на изменение дорожной ситуации в автоматическом режиме за какие-то доли секунды.

А еще опасна сонливость за рулем. Опытный водитель, если одолела сонливость – лучше съедет с трассы и поспит часок. А молодой бьет себя в грудь – доеду так! И едет, пока не заснет… Если бы вы знали, как много аварий происходит только потому, что водитель заснул за рулем!

— А что вы думаете по поводу периодического проведения экзаменов даже для опытных водителей?

— Поддерживаю. Человеческая память слаба, и ПДД водители частично забывают, я уж не говорю о регулярных дополнениях в правила, о которых, если за ними специально не следить, водители даже не подозревают. Думаю, если бы те, у кого есть права, вместо того, чтобы проводить время в соцсетях, иногда практиковались бы в сдаче ПДД он-лайн, вспоминали их и узнавали нововведения, это пошло бы им на пользу. Дорога ошибок не прощает, в руках водителя жизнь и здоровье людей!

— Какие действия сотрудников ГИБДД для предотвращения аварии вы считаете наиболее эффективными?

— Быть видимыми на дороге – когда видят маячки спецавтомобилей, поведение меняется у всех водителей. Сейчас все больший упор делается на отслеживание дорожной ситуации через видеокамеры, что приводит к сокращению сотрудников ГИБДД. Но видеокамера не зафиксирует пьяного, пока он не попадет в ДТП. А опытный сотрудник – только на миг встретится с глазами водителя и сразу поймет – пьяный он или нет! У некоторых такая интуиция, что никакой технике за ней не угнаться.

— В рамках обмена опытом вы поработали и в отделе дознания, и в службе участковых. Но продолжали бороться с нарушениями на дорогах города, в том числе и с мелкими…

— Мелочей в деле правопорядка не бывает. Будучи участковым, по улице Тимирязева в районе дома №8 однажды увидел идущего по дороге мужчину с пакетиком в руках. Остановился, представился, объяснил, в чем нарушение, пригласил проехать в отдел для составления административного правонарушения. Мужчина сопротивления не оказал, напротив, с готовностью последовал за мной. В отделе заполняю протокол, а сам к пакету приглядываюсь: подозрительно много там зажигалок и пачек сигарет! Дал ему время ознакомиться с постановлением, а сам решил проверить, не было ли на днях какой кражи из магазина. И действительно, два дня назад на рынке вскрыли ларек табачных изделий. Все без свидетелей, отпечатков пальцев… Я к нему, слово за слово, и признался человек в групповой краже! Это ли не доказательство того, что любое правонарушение, даже мелкое, не должно ускользать от взгляда человека в форме?

— Спасибо за беседу, и напоследок: у вас есть личный рецепт успеха?

— В кодекс чести сотрудника милиции было записано золотое правило: «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе!» Это правило основано на библейской заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя», им я и руководствуюсь по жизни, служа закону и народу. Слава Богу за все!

Елена ВЕРНЕР

Оставить комментарий

Комментарии