Вы здесь

Сергей БАЙКОВ:

«Задача учителя – пробудить в ученике желание тянуться к познанию нового».

Сергей Байков — директор «Русской школы» № 6. Её девиз: «Школа, где все успешны». Сергей Геннадьевич — депутат по одномандатному округу № 8. При выдвижении кандидатов в горсовет от партии «Единая Россия» избиратели писали о нем: «Молодой, но уже очень опытный, настоящий пример современного руководителя».

 

— Образование стремительно меняется — и виртуальные школы появились, и инновационные школы, и дистанционное обучение. Как прошла четвертая четверть в вашей школе?

— В такой ситуации мы оказались впервые, поэтому трудно было всем: учителям, ученикам, родителям. Верно об этом сказал выдающийся педагог, академик Шалва Амонашвили: «Сегодняшние технологии оказались не готовы для образовательного процесса. При дистанционном обучении характер обучения и тем более воспитания меняется. Связь учителя и ученика так хрупка и может разрушиться в один момент. Должно быть так, чтобы при удаленном обучении нажал на кнопку – и появился учитель, увидел ученика и началось общение. Мы должны научиться держать ребенка у экрана, чтобы это ему было интересно и важно. Тут важно, как говорить, как смотреть, с какими шутками рассказывать предмет – вот важные вопросы сегодня». И все-таки все это приемлемо лишь в каких-то критических ситуациях. Ничто не может заменить живого общения учитель – ученик. Особенно это важно в начальной школе – где-то погладить по головке, где-то приструнить. Да и в старших классах – общение со сверстниками, энергия коллектива, соревновательные моменты важны для обучения и воспитания. Несмотря на все трудности – справились, огромная благодарность учителям, ученикам, их родителям.

— Директор школы — это руководитель большого коллектива, в основном женского. Как вам удается сплотить сотрудников, увлечь новыми идеями? Ведь помимо руководства вы ведете уроки истории и обществознания.

— Думаю, что главный принцип любого руководителя в работе с людьми – справедливость, строгость, доброжелательность и открытость во всех действиях. Коллектив у нас слаженный, опытный, ответственный. Подтверждение моим словам – цифры: из 57 учителей у 20 высшая категория, у 19 — первая.

Встретились мы с Сергеем Геннадьевичем в его кабинете в понедельник. Он мимоходом сказал: «Люблю, чтобы порядок был во всем. В пятницу заметил оплошность небольшую в делах одной сотрудницы, но замечание не стал делать, чтобы не портить настроение на выходные, сегодня скажу.» Думаю, такое отношение к коллегам – дорогого стоит!

— Сергей Геннадьевич, а как вообще оценивается работа учителей?

— Здесь несколько критериев: уровень знаний учеников; работает ли учитель по старинке или использует современную технику, новые технологические приемы на уроках; участвуют ли его ученики в различных конкурсах, олимпиадах, какие есть победы. Важно, как учитель умеет поднять уровень образования, воспитания учеников. Оценки – несомненно показатель знаний учащихся, но еще важнее – пробудить в человеке желание тянуться к познанию нового, мыслить нестандартно. Заниматься и внедрять различные новые проекты в обучение, быть самому дисциплинированным. Да много чего, к примеру, так подать свой предмет, чтобы глаза горели, а не «сонное» настроение царило в классе.

— В 2018 году вашей школе исполнилось 40 лет. Понятно, что много нового, хорошего появилось. Какими достижениями, делами гордится школа?

— Главная гордость – наши ученики, которые показали высокие результаты в учебе, в спорте. Окончив школу, нашли достойное место в жизни. Слаженная работа всего коллектива. У нас школьный музей, где собрано более 160 различных экспонатов, рассказывающих историю школы и Великой Отечественной войны. Большинство кабинетов оснащены компьютерами и другой современной техникой, позволяющей улучшить учебный процесс. Проведены большие хозяйственно-ремонтные работы – заменены окна, отремонтирована крыша, кабинеты. Все это рутинные работы, но благодаря им крыша не течет, из окон не дует, территория облагорожена, везде порядок. Это создает комфортные условия и способствует успешному проведению учебного процесса.

— Какие новые проекты внедряли и собираетесь внедрить в учебный процесс?

— Осуществили проект «Основы предпринимательской деятельности». Заключали соглашения с минусинскими предприятиями и успешными предпринимателями. Для 10-11 классов они проводили уроки, на которых с позиции практики показывали, как не растеряться в современном мире бизнеса, добиться успеха в производстве, торговле. Учили ставить цели в соответствии с идеями, бизнес-планом и решать организационные вопросы, воплощаюие идеи в жизнь. Необходимо наших выпускников готовить не только к самостоятельной успешной государственной службе, но и к работе в бизнесе. Мы стремимся наших учеников научить мыслить творчески, смело, нестандартно.

Следующий проект — «Умный дом». Это дополнительная предпрофессиональная программа для старшеклассников, поднимающая престиж инженерных, технических профессий.

— Необычно звучит – «Умный дом». Дом есть дом, созданный людьми, как он может быть умным или глупым?

— Специалисты оснащают дом различными техническими новшествами, которые позволяют с пульта телефона, находясь далеко от дома, создавать в нем комфортный климат, включать-отключать различные приборы, открывать ворота, следить за безопасностью жилья. Несомненно, все эти новинки делают жилье удобным, освобождают от рутинной работы, поэтому образно назвали этот проект «Умный дом».

— Все мы родом из детства и профессию порой выбираем, как у родителей. Ваша мама Галина Владимировна — была известным в городе врачом, отец Геннадий Яковлевич — строитель, а сын пошел в учителя?..

— Родился в Красноярске, потом родители переехали в Минусинск, где я окончил школу № 12. И встал на распутье – куда пойти учиться? Выбрал ХГУ им.Катанова в Абакане, в 1998 году получил профессию учителя истории. В 2005 году получил второе высшее образование – юрист. Надо отметить, что знание законов помогает в работе и в жизни. Восемь лет работал в школе № 9, а с 2006 года — директор школы № 6.

— Любите свою профессию?

— Это для меня естественно, как дыхание – растить, воспитывать, учить учеников, своих детей.

— А семья-то большая?

— По нынешним меркам многодетная – трое детей. Мы с женой решили, что троих детей нам по силам вырастить, выучить и отвечать за результаты их воспитания. С супругой мы вместе 19 лет, она работает в сфере строительства.

— Что для вас счастье, в чем находите вдохновение?

— Когда люди близкие вокруг меня счастливы, счастлив и я. Люблю работать на земле, чтобы все было красиво и «по линеечке».

— Лето быстро пролетит, и наступит новый учебный год. В интернете ходит шутка: «Что готовить — школьную форму или пижаму?»

— Однозначно – школьную форму.

— Что бы вы пожелали выпускникам?

— Поступить в те учебные заведения, которые запланировали, не ошибаться в выборе профессии и реализовать свои жизненные цели.

Людмила КАМЕНСКАЯ

Оставить комментарий

Комментарии