Вы здесь

Развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же, как и здоровые сверстники, обладают исключительными талантами и способностями.

Просто для развития способностей таких детей требуется специальная помощь и поддержка в целях их успешной социализации и интеграции в общество.

Любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от возможных трудностей, может помешать их всестороннему развитию. Малышу предстоит дальнейшая, возможно, не самая легкая жизнь, и чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков.

Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других.

Учитесь отказывать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения.

Очень важно уделять время не только лечению ребенка с особыми потребностями, но и его психическому развитию, формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни.

Решающую роль в развитии и раннем обучении любого ребенка играют родители и другие члены семьи. Взрослые должны знать, что каждый ребенок развивается в трех областях: физической (тело); умственной (интеллект); социальной (общение).

Детям, отстающим в развитии, необходимо дополнительное стимулирование – разговоры, музыка, игры, яркие впечатления, также они нуждаются в большей помощи и систематических занятиях во всех областях, чем здоровые дети.

Первые годы жизни малыша наиболее драгоценны для развития психики, когда формируются взаимоотношения ребенка с окружающей средой.

Запомните:

  • движения, владение телом, физическая сила, координация движений помогут ребенку передвигаться, выполнять различные действия, играть и впоследствии учиться;
  • пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз) поможет ребенку овладеть многими навыками (бытовыми, игровыми, учебными);
  • органы чувств, особенно зрение, слух и осязание, помогут ребенку познавать окружающий мир и реагировать на него соответственно ситуации;
  • очень важно общение, а именно – слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения;
  • необходимо общение с другими людьми: так развиваются способности улыбаться, играть, вести себя должным образом в той или иной ситуации и ладить с окружающими;
  • бытовые повседневные занятия: еда, питье, одевание, отправление естественных нужд (туалет), умывание помогут ребенку стать независимым и самостоятельным.

Домашняя программа обучения и стимулирования детей с особыми образовательными потребностями:

  1. Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что может и чего не может ваш малыш в каждой области развития.
  2. Отметьте, какие вещи ребенок только начинает делать или пока делает с трудом.
  3. Решите, какому новому навыку его нужно научить в данный момент, а какие действия нужно поощрять, чтобы закреплять и использовать те навыки, которые у ребенка уже имеются (пусть об этом будут знать все члены вашей семьи).
  4. Если есть такая необходимость, разделите каждый новый навык на маленькие ступени – на такие действия, которые ребенок может освоить за короткий период времени, и только после освоения данного навыка переходите к следующей ступени.
  5. Не ожидайте слишком многого сразу. Дайте ребенку время освоиться, понаблюдать за вашими действиями, попробовать сделать что-то самостоятельно.

Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии:

  1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
  2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
  3. Помогая ребенку осваивать новый навык, направляйте его движения своими руками.
  4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
  5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
  6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет. Просить вас о желаемом жестом, словом.
  7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
  8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
  9. Дети часто прилагают большие усилия, когда им что-то очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка – важно, но не менее важно давать ему возможность пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
  10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».

Общайтесь с семьями, где есть «особенные» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или спутника жизни.

 

Помните: будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

А. КРАЕВА, педагог-психолог Минусинского филиала краевого центра психолого-медико-социального сопровождения

Оставить комментарий

Комментарии