Вы здесь

Как стать наставником сироте?

В Красноярском крае стартовал проект «Импульс», реализуемый  благотворительным фондом «Арифметика добра» при поддержке Фонда президентских грантов. Благодаря проекту каждый взрослый житель Красноярского края сможет стать наставником подростка из детского дома. По словам регионального куратора проекта Василины Степановой, наставничество способно подготовить воспитанников к самостоятельной жизни.

– В Красноярске программу наставничества мы реализуем уже 10 лет, а с фондом «Арифметика добра» сотрудничаем сравнительно недавно. Дополнительное обучение и общение со специалистами фонда помогает нам развиваться в рамках нашего проекта. Знакомство с онлайн-школой наставников открывает новые горизонты – помимо красноярских детских домов мы сможем охватить сиротские учреждения в других городах края. Волонтеров из Красноярска по-прежнему готовим очно.

Опыт наставничества – один из самых эффективных инструментов помощи детским домам. Думаю, это хорошая возможность подготовить ребенка ко взрослой жизни, научить строить взаимоотношения, основанные на помощи и доверии. 

– Меняется ли ситуация с количеством детей-сирот в целом? Какие тенденции вы можете отметить? 

– Количество сирот с каждым годом уменьшается. Еще три-четыре года назад в детских домах пребывало более 3000 воспитанников. Это число сократилось практически наполовину – сейчас в сиротских учреждениях находится около 1500-1700 человек. В основном остаются, к сожалению, подростки. Зачастую они чувствуют себя наиболее покинутыми, особенно, когда видят, как дети младшего возраста находят семьи. Также увеличивается количество детей, родители которых попали в трудную жизненную ситуацию.

Нельзя надеяться, чтовсе подростки вырастут – и проблема сиротства снимется сама, необходимо улучшать качество жизни этих детей, помогать их социальной и психологической адаптации. На уровне городских инициатив большое внимание уделяется устройству ребят в новые семьи: благотворительные организации снимают качественные видеоанкеты, людей информируют о том, как оформлять необходимые документы. Много внимания уделяется вопросам, связанным с возвратом ребенка в детский дом. Количество возвратов из замещающих семей довольно большое – около 5000 детей по России.

– Что самое сложное в подготовке ребенка ко взрослой жизни?

– У детей-сирот нет опыта общения с безусловно принимающим взрослым как в обычной семье, где мама и папа любят тебя любого. Важно понимать, что его не могут заменить воспитатели и учителя. Наша основная аудитория в рамках программы наставничества — это дети, которые попадают в учреждения уже в подростковом возрасте. В будущем у таких ребят часто развивается выученная беспомощность, поскольку в стенах детского дома ребенок практически не контролирует свою жизнь. У воспитанников, переживших изъятие из семьи, искажается образ будущего, а появление наставника в жизни подростка может стать значимым событием.

Внимание взрослого, состоявшегося, человека – это то зерно, которое обязательно даст плоды. Многие воспитанники боятся наступления дня, когда им придется покинуть стены детского дома. Их пугает неизвестность, они лишены практики в элементарных бытовых вопросах. Наставник может помочь разобраться во многих сферах, но главное, конечно, - это возможность обретения настоящего друга, с которым можно поговорить по душам.

– А какова роль наставника в решении практических вопросов?

– Наставник становится авторитетной личностью в жизни ребенка. Подросток тянется за ним, подражает, пытается соответствовать, поэтому знакомство с новыми навыками в быту проходит более эффективно. Многие наставники вместе с подопечным планируют его дальнейшую жизнь: выбирают вуз, помогают с составлением резюме, устройством на работу. За десятилетнюю историю у меня на сопровождении было 450 наставнических пар и у каждого общения свои результаты, здесь нет никакой обязательной программы.

– Можете поделиться примером эффективного наставничества?

– Одна из выпускниц детского дома успешно окончила колледж, открыла свой бизнес по пошиву одежды. У нее была наставница, которая поддерживала девочку, постоянно с ней общалась. Из нестандартных примеров преображения: ребенок боялся выйти за территорию детского дома, терялся в городе, а теперь, спустя два года, живет самостоятельно, учится и подрабатывает. У него тоже была наставница, который помогала, выслушивала, помогала пробовать новое. 

– Как вы думаете, жители Красноярского края готовы стать наставниками?

– Конечно, но сейчас таких людей немного. К сожалению, детей, ожидающих наставников, больше, чем людей, подавших заявки на участие. Например, 30 человек заполнили анкеты, а до детей дошли только трое. Надеюсь, что появятся наставники во всех городах края. В конце концов, если у человека есть сомнения, всегда можно попробовать подключиться к волонтерству на тех этапах программы, которые помогут понять, готов ли ты стать другом для человека, которому это необходимо. 

Подробнее на сайте: https://www.a-dobra.ru/prog/mentor/

Оставить комментарий

Комментарии