Вы здесь

Александра БОНДАРЕНКО:

«Хочу заниматься наукой»

Совсем скоро в жизни выпускников начнется трудный и волнительный этап – они будут сдавать экзамены. Первый — по географии, литературе и информатике — пройдет уже 3 июля. Одиннадцатиклассница минусинской гимназии Александра Бондаренко пошла по другому пути. Три года она усердно готовилась к олимпиадам. И вот, став в этом году призером Всероссийской и Всесибирской олимпиад по биологии, получила возможность учиться в престижном вузе Новосибирска.

 

— Получается, высокие результаты олимпиад дают выпускнику отличные шансы поступить, куда захочется?

— В интернете прошла новость: мол, я с моим результатом могу учиться хоть в МГУ. Помню, подруги и знакомые буквально оборвали мне телефон. Это не так. Поступление в любой вуз страны дает победа на олимпиадах первого уровня, я в них не участвовала.

Изначально я была нацелена на Новосибирск. А именно — Новосибирский государственный институт естественных наук, факультет биологии. На их сайте узнала, за какие олимпиады даются льготы. Например, если бы на Всесибирской олимпиаде я получила диплом III степени, то мне бы приравняли результаты ЕГЭ по биологии к 100 баллам. Диплом II степени дает право на зачисление без вступительных испытаний. Нужно лишь подтвердить результаты олимпиады результатами ЕГЭ по биологии не менее 75 баллов.

Всего я участвовала в трех олимпиадах — Всероссийской, Всесибирской, где стала призером II степени (это олимпиады второго уровня), и «Турнире имени Ломоносова» с результатом — диплом I степени (это олимпиада третьего уровня, то есть дает меньшие льготы при поступлении в вуз).

Всесибирская олимпиада состояла из двух этапов — теоретического и практического. На первом я заняла второе место по Красноярскому краю, разрыв с победителем составил полбалла. А практический – полностью «слила».

— Разве в биологии есть еще практика, решение задач?

— Конечно. В первом кабинете биоинформатики нам выдали таблицы генетического кода, и мы решали разные задачи, в кабинете эмбриологии нужно было работать с микроскопом и образцами тканей. В третьем кабинете физиологии растений мы делали хроматографию.

Увы, в Минусинске не развито это направление работы. Подготовиться не было возможности. Кстати, престижные места на этой олимпиаде занимали ученики Железногорской школы космонавтики, вот у них много лабораторий, где они могут хоть круглосуточно сидеть за микроскопом. У нас такого нет.

— Сегодня практически все школьники, выбравшие профиль «биохим», грезят о профессии врача, а вы?

— Хочу заниматься наукой. Врач — это большая ответственность за здоровье и жизнь людей. И нужно выбирать эту профессию по зову сердца, а не потому что она престижна. Научный путь для меня интереснее. Наука ведь складывается из множества крупинок, можно внести свой вклад, пусть и небольшой. Меня сильно привлекает генетика. Зная механизмы жизни, их можно изменять — в сельскохозяйственных, научных, медицинских целях.

— Интересно, а почему увлеклись биологией? Может, родители повлияли…

— Всем школьникам в конце 8-го класса объявили: вам нужно срочно определяться с предметами. Впереди девятый, ОГЭ. Я и не помню, почему выбрала биологию, как-то само собой все получилось. Ну, а химия «паровозом» вслед за ней. Не считаю, что это сложная наука, как думают многие. И биология мне легко даётся. Важно: когда предмет интересен, посвящаешь ему свое свободное время, читаешь статьи. И это тебя не гнетет, не тяготит. А если предмет не интересен, то да, наверное, трудно заниматься, готовиться к ЕГЭ.

— В вашем классе много ребят, которые участвовали в олимпиадах?

— Так же усиленно? Я одна. Видите, я изначально планировала поступать по олимпиаде, потому что набрать по ЕГЭ 300 баллов практически нереально. А задания-то почти одни и те же.

К тому же олимпиаду я написала не идеально. А вот ЕГЭ нужно было бы все под соточку сдать... А вообще у меня очень умные одноклассники, и мне кажется, если бы они поверили в себя и вот так же съездили на олимпиады, они бы написали не хуже меня. Быть может, даже лучше.

Я очень благодарна гимназии, учителям, директору Анне Григорьевне Огоренко. Даже трудно представить, что наша школьная жизнь закончилась… Она была очень яркой, интересной, насыщенной. Нас постоянно сподвигали к участию в олимпиадах, организовывали внеурочную деятельность, факультативы; функционировали специализированные классы, приезжали преподаватели из СФУ и проводили интенсивные занятия. В общем, только самый ленивый не мог воспользоваться возможностью расти и развиваться.

— Хотите сказать, что зря старшее поколение уверяет: мол, нынешнее образование никудышное?

— Лозунг советской школы: не хочешь — заставим, не знаешь — научим. Сейчас по-другому: хочешь учиться — у тебя всё для этого есть, а не хочешь — никто не будет требовать, заставлять. Раньше все кто ни попадя шли в институты, сейчас развивается средне-специальное образование. Немало ребят выбирают рабочие профессии.

Если судить по моей гимназии: будешь учиться, поставишь цель – поступишь куда угодно. У нас, правда, сильная подготовка.

— Еще один камень преткновения и вечных споров — ЕГЭ. Взрослые высказываются о нем негативно, а как считают выпускники?

— Мое мнение – с одной стороны, исключается субъективный фактор, когда роль могут сыграть неприязнь или особое отношение к ученикам, которые возникают за одиннадцать лет учебы в школе. С другой стороны, в состоянии стресса, находясь в другой школе, человек может впасть в ступор и вообще ничего не ответить.

Весомый плюс в том, что ЕГЭ сочетает в себе выпускной и вступительный экзамен. На мой взгляд, это очень удобно. Причем выпускник по результатам экзаменов имеет возможность поступить сразу в пять вузов на три направления. По ЕГЭ поступить проще, чем сдавать вступительные испытания в каждый вуз. Поэтому в целом ЕГЭ — это оптимальный способ вузам набрать студентов, а школам выставить адекватные оценки в аттестат выпускникам.

— Нынче из-за коронавируса выпускники лишились последнего звонка и выпускного. Не грустно?

— Нет, это всего лишь один день, вечер. Я не особо расстроена, если честно. Жалко, что из школы уходишь… Буду скучать. А собраться можно и маленькими компаниями, отметить окончание школы — все равно ведь классы всегда разбиваются по группкам.

— Кстати, а одноклассники какие профессии выбирают?

— Среди моих одноклассников и друзей – профессии пилота, врача, косметолога, программиста, военного связиста. И некоторые идут к своей цели, начиная с седьмого класса. Молодежь сейчас целеустремленная.

— А вы, если бы встал такой выбор, что бы предпочли – карьеру или семью?

— Если выбирать между карьерой и семьёй, я, наверное, выберу второе.
Но это очень трудный вопрос. Пока что моя семья — это мои родители. И они поддерживают меня в моих начинаниях. Если ребёнком не заниматься, не интересоваться, он не будет нигде участвовать, учеба не станет для него интересной, он не найдет себя. Я очень благодарна маме и папе за все, что они в меня вложили, за то, что всегда верили в мой успех.

Татьяна Беляева

Оставить комментарий

Комментарии