Вы здесь

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Уважаемые родители, папы и мамы! Возможно, и вам приходилось задумываться над этим вопросом. Одной из причин отказа посещать образовательное учреждение может быть повышенный уровень тревожности у ребенка, страхи.

 

Тревожные расстройства в детском возрасте

Пугливость, чрезмерная зависимость от родителей, робость и застенчивость в общении с другими детьми, нарушения сна, ночные кошмары — это симптомы тревожного расстройства. Ребенок с трудом может сосредоточиться, жалуется на головные боли, тошноту, бывает рвота, боли в животе, нарушение пищеварения. Встречается также страх и навязчивые мысли или действия.

Иногда тревожное расстройство связано с разлукой, пугающим опытом, например, если ребенка кладут на лечение в больницу; конфликтами между родителями или чрезмерной их опекой ребенка.

Ребенок с тревожным расстройством постоянно стремится удержать рядом с собой своих родителей и требует внимания. Он часто беспокоится о том, что с родителями может произойти несчастный случай или, что они заболеют, поэтому он отказывается идти в школу.

Страхи обычны для ребенка в возрасте от пяти лет до подросткового возраста (например, страх животных, насекомых, темноты). У некоторых детей вызывают страх социальные ситуации, они избегают контактов с людьми, смущаются при беседе. Большинство страхов проходят без лечения, при условии, что родители придерживаются последовательного подхода, обеспечивая ребенку поддержку и ободряя его.

 

Депрессивные расстройства

Многие дети чувствуют себя глубоко несчастными при определенных печальных событиях и при вызывающих эмоциональный дистресс обстоятельствах, таких как серьезная болезнь матери или отца, смерть члена семьи или дисгармония в отношениях между родителями. Такой ребенок становится плаксивым, утрачивает интересы; у него снижается способность к концентрации внимания; ухудшается аппетит и нарушается сон.

В детстве, так же как и во взрослом периоде жизни, депрессивное расстройство может обнаруживаться в связи с сопутствующими ему соматическими или поведенческими симпто-мами. Взрослые, страдающие депрессией, как правило, реагируют соответствующим образом, по-взрослому. У них печальное лицо, они слабы и бездеятельны, они плачут, их лихорадит, мучает бессонница, чувство вины и неуверенности в себе.

 

Отказ от посещения школы

Самой распространенной причиной отказа от посещения школы является соматическое заболевание. Случается, что родители сознательно оставляют детей дома, когда нуждаются в их помощи или присутствии. Среди тех, кто нередко не является в класс, есть и прогульщики, которые могли бы пойти в школу, но предпочитают про-гулять уроки (зачастую такое поведение представляет собой одну из форм протеста, «бунта»). Но для нас значение имеют дети, не посещающие школу из-за чувства тревоги, которое они испытывают в школе.

Временное непосещение школы — чрезвычайно распространенное явление, но нет точных данных о частоте встречаемости отказов от посещения школы. Чаще всего упорное нежелание посещать образовательное учреждение проявляется на протяжении трех периодов: между пятью и семью годами, в 11 лет при перемене школы и особенно — в возрасте 14 лет и старше.

Иногда внезапный и полный отказ ребенка от посещения школы оказывается для родителей первым признаком того, что не все благополучно. Чаще наблюдается всевозрастающее нежелание идти в школу, причем ребенок проявляет тревогу и чувствует себя несчастным в момент, когда пора уже выходить из дома. Дети жалуются на соматические симптомы тревоги, такие как головная боль, боль в животе, понос, тошнота, или неопределенно сообщают о плохом самочувствии. Такие жалобы предъявляются исключительно в дни школьных занятий, а не в другое время. Некоторые дети как будто охотно отправляются в школу, но по мере приближения к ней чувствуют себя все более несчастными. Отказ может представлять собой следствие определенного события в школе (такого, как перевод в другой класс) или быть связанным с проблемой, возникшей в семье (например, серьезно заболела бабушка, к которой ребенок очень привязан).

Тревога в связи с разлукой особенно важна для детей младшего школьного возраста. У детей постарше может наблюдаться истинная школьная фобия, т.е. страх перед определенными аспектами школьной жизни, включая дорогу в школу, а также проявляемое по отношению к ним задиристое поведение других детей или неудачи во время занятий в классе. У других детей нет специфических страхов, но они чувствуют себя в школе неадекватно и подавленно.

Во всех случаях, за исключением наиболее тяжелых, необходимо принять меры для того, чтобы ребенок как можно скорее вернулся в школу.

  • Уважаемые родители, переходите на партнерские отношения со своим ребенком.
  • Остановитесь и прислушайтесь к тому, КАК вы общаетесь с вашим ребенком.
  • Знайте, что ваш ребенок чувствует, как вы настроены.
  • Учитесь слышать его переживания и потребности, старайтесь понять, какие чувства он испытывает.
  • При общении старайтесь придерживаться дружелюбного, теплого тона.
  • Бывайте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе — на равных, без руководящих указаний. Избегайте авторитарной позиции (позиции над ребенком), назидательности.
  • Оказывайте психологическую поддержку, поддерживайте успехи, замечайте положительные изменения.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы: «я рад(а) тебя видеть»; «хорошо, что ты пришел»; «мне нравится, как ты ...»; «я по тебе соскучилась»; «давай (посидим, поделаем...) вместе»; «ты, конечно, справишься»; «как хорошо, что ты у нас есть»; «ты мой хороший» и т. п.
  • Обнимайте не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Не стесняйтесь целовать ребенка независимо от его возраста.

...И многое другое, что подскажет вам интуиция.

Огорчения, хотя и случаются, но вполне преодолимы!

 

За психологической поддержкой и консультацией вы можете обратиться к нам, в детскую поликлинику по адресу: г. Минусинск, ул. Ванеева, 6; каб. № 14.

Ольга ПУШИНА, психолог детской поликлиники

Оставить комментарий

Комментарии