Вы здесь

Патологий в развитии детей становится больше,

или Почему специалисты советуют не ждать, «пока само пройдет», а обращаться за профессиональной помощью.

Накануне Всемирного дня распространения информации о проблеме аутизма мы посетили учреждение, где вот уже 17 лет не только выявляют трудности в развитии детей, но и помогают детям и их родителям с ними справиться. Речь идет о Минусинском филиале КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения».

 

Обратите внимание на дефекты речи

После занятий у логопеда Василины Владимировны Горбачевой детям лучше дается и учеба в школеСветлое двухэтажное здание расположилось на территории школы детей с нарушениями слуха. У входа толпились первоклашки – вот-вот начнутся занятия у логопеда, Василины Владимировны Горбачевой. Каждый в качестве приветствия буквально повисал на педагоге, а одна девочка даже вручила собственный рисунок.

— Родители приводят к нам ребенка – либо по собственному желанию, либо по рекомендации педагогов детского сада и школы, или участкового педиатра – чтобы узнать, в норме развитие речи у ребенка или нет, — рассказывает Василина Владимировна. — В случае необходимости дети приходят на групповые или индивидуальные занятия, на которых мы исправляем речевые нарушения. К сожалению, дефекты речи порою оказываются лишь верхушкой айсберга – проблемы в развитии ребенка кроются значительно глубже.

Патологий в развитии детей становится все больше. Причин много – начиная от экологии и социальных проблем до вопросов родовспоможения и воспитания. Причем, если речевые дефекты, как правило, слышит каждый, то другие проблемы на раннем этапе могут выявить только специалисты. Зачастую именно логопед первым бьет тревогу. «Если ребенок в полтора года не заговорил, при этом он не лепетал, не «гулил», и в данный момент не реагирует на речь, не понимает и не выполняет простых поручений – «дай», «возьми», нужно бежать не только к логопеду. Возможно, ребенку потребуется помощь и других специалистов нашего центра», — уверена Василина Владимировна.

Логопеды центра готовы подтвердить свои выводы ежедневной практикой, сталкиваясь с речевыми проблемами детей, — от нарушений звукопроизношения до отсутствия связной речи.

— Мы занимаемся с детьми от двух лет, ведь чем раньше родители обратились к специалисту, тем результат лучше, — продолжает Василина Владимировна. — Существует очередность, запись ведется по итогам логопедического обследования, индивидуальные и групповые занятия проводятся с октября по май.

 

Обучать ребенка нужно всему!

Учитель-дефектолог Ольга Валериевна Ефимова убеждена: к детям с ограниченными возможностями здоровья нужен особый подход в обученииКабинет учителя-дефектолога напоминал класс – те же парты и стулья, выстроенные в ряд. Ольга Валериевна Ефимова вела занятия со школьниками из южных районов края. Ребята в тетрадях выполняли задание: сравнивали предметы и обозначали цветом отличия.

— Мы не восполняем пробелы в знаниях, а развиваем логическое мышление, учим воспринимать учебный материал, — объяснила Ольга Валериевна. – Наша задача – научить ребенка анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Если ребенок не умеет этого делать – у него возникают трудности в обучении в детском саду и школе.

Казалось бы, чего проще – научить ребенка различать и сравнивать? Но даже обычным детям объяснений родителей порою бывает недостаточно, требуется помощь педагога. Детям же с ограниченными возможностями здоровья, например, с задержкой психического развития, донести нужную информацию сможет только специалист, обладающий особыми знаниями — учитель-дефектолог. Только он сможет сформировать у таких детей базовые общие интеллектуальные умения и навыки, которые помогут им учиться.

 

На помощь ребенку требуются годы

У педагога-психолога Анны Юрьевны Краевой только что закончилось занятие, она уже собирала дидактический материал. В большинстве своем пособия собственного изготовления, потому как назначение общепринятых игрушек может быть непонятно для некоторых детей с трудностями в развитии. Здесь проходят групповые занятия с детьми раннего возраста и индивидуальные занятия с детьми с расстройством аутистического спектра.

— Внимательные к своему ребенку родители замечают, если ребенок стал отличаться от своих сверстников в развитии, и не в лучшую сторону, — рассказывает Анна Юрьевна. — Бывает, что у малыша и речь появлялась, и кушал ложкой самостоятельно, пытался одеваться, а потом вдруг все это пропало: ребенок перестал говорить, откликаться на имя, выполнять простые просьбы… За один день это не происходит, но за несколько месяцев ребенок может потерять много обретенных навыков. И очень радует, что современные родители все чаще обращаются к специалистам своевременно, не списывая эти симптомы на возраст и характер ребенка.

На занятия к психологу дети приходят вместе с родителями. Те, кто приходит на групповые занятия, — более приближены к норме в развитии, или вообще имеют незначительное отставание, например – в речевых навыках. По сути, им нужна лишь организованная образовательная среда, чтобы восполнить дефицит в развитии. Дети, которым нужна индивидуальная помощь, требуют персонализированного подхода. С ними занимаются, исходя из их уровня развития вне зависимости от возраста.

– Каждая категория детей — с задержкой развития, с умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, с ДЦП и др., – требует специальных приемов и методов занятия с ними, — продолжает психолог. — Человек с улицы может просто поиграть с ребенком, но провести с ним коррекционную работу, да еще ту, которая принесет результаты, причем долгосрочные, а потом еще и объяснить ее цели и задачи родителям, чтобы проводили работу на дому, может только специалист.

Однако не все родители готовы принять мысль, что их ребенку требуется квалифицированная помощь, причем на протяжении нескольких лет, а не на месяц-два.

— Чем тяжелее состояние ребенка, тем в большей помощи родителей он нуждается в течение дня, — уверена Анна Юрьевна. — В идеале все общение с таким ребенком должно носить развивающий характер. Порою нам приходится учить детей даже таким обыденным вещам, как удерживать в руках ложку. Может, и годы пройдут, а эти навыки у некоторых так и не сформируются. И сама мысль, что это надо делать, и делать каждый день, а не только радоваться общению с ребенком, конечно, тяжела для родителей. Наша задача – поддержать родителей и научить их помогать учиться и развиваться своему ребенку.

 

Приглашаем на консультацию!

Диагностика развития ребенка и коррекционные занятия в центре проводятся бесплатно.

— Основная цель деятельности наших специалистов – помощь не только детям, имеющим те или иные проблемы в развитии, но родителям и педагогам в общении с «особыми» детьми, — отмечает заведующая Минусинским филиалом Марина Юрьевна Вандышева. — Радует, что родители все раньше и раньше стали замечать любые отклонения в развитии своего ребенка и обращаются за ранней помощью, начиная с полугода, что, конечно, приносит положительные результаты. Педиатры, детские неврологи, педагоги детских садов направляют детей с подозрениями на отклонения к нам в центр, и хвала и честь тем родителям, которые принимают это адекватно. В таких вопросах лучше перестраховаться и вовремя начать коррекционную работу, чем ждать, пока «израстется», теряя драгоценное время.

Итак, если вас что-то беспокоит в развитии своего ребенка: в развитии речи, познавательной сферы, поведения, – главное не опускать руки, а как можно скорее обратиться за помощью к специалистам.

 

Справка

  • КГБУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения» (директор Леонид Олегович Шаповаленко).
  • В Минусинском филиале, который возглавляет Марина Юрьевна Вандышева, работают 2 педагога-психолога, 2 учителя-дефектолога, 2 учителя-логопеда, социальный педагог, врач-невролог, врач-психиатр.
  • Прием и помощь осуществляется бесплатно по предварительной записи по адресу:
    г. Минусинск, ул. Ботаническая, дом 32, стр. 2;
    телефоны 8(39132)4-02-00, 8(913)519-94-40, 8(950)411-87-01.
Елена ВЕРНЕР

Оставить комментарий

Комментарии