Вы здесь

«Мама, папа, я» – семинар для родителей

Шалва Амонашвили на одном из семинаровПочему ребёнок не слушается? Как понять, что на самом деле стоит за его «капризами»? На каком «языке» разговаривать с ним? Над этими, да и другими вопросами, касающимися воспитания, наверное, задумывается каждый родитель. В школе и университете нам дается много знаний, предметов, только важную дисциплину – как воспитать успешного и счастливого ребенка – увы, мы постигаем на собственных ошибках, часто вслепую…

15-16 апреля в Абакане для молодых семей, родителей и педагогов пройдет удивительный семинар, который проведут основатель гуманно-личностного подхода в образовании, доктор психологических наук, человек-легенда Шалва Александрович Амонашвили и его сын Паата Шалвович, также доктор психологических наук и президент «Международного центра гуманной педагогики».

Коротко о том, чем будут наполнены два дня семинара, рассказал руководитель художественной студии «Пилигримы» Дмитрий Дмитриев. Несколько лет назад он проникся методикой Ш.А. Амонашвили и сегодня готовит ребятишек к школе по его системе, а художественная студия «Пилигримы» получила почётное звание «Образовательное учреждение гуманной педагогики».

– Шалвой Александровичем написано три книги по семейному воспитанию. Две из них родились достаточно давно – еще в советское время. Первая называется «Исповедь отца сыну», она была написана тогда, когда Паате исполнилось 16 лет. Не удивляйтесь, пожалуйста, но это был своеобразный отчет родителями перед своим совершеннолетним сыном – о том, как они воспитывали его, какие воспитательные цели ставили перед собой, какой идеал Человека хотели воплотить в своём ребёнке. По глубокому убеждению Амонашвили, дети имеют на это право, и родители обязаны говорить им, чего не успели, не смогли, не додумались дать им в свое время. Такое откровение станет основой для углубления взаимоотношений и взаимопонимания между родителями и их взрослыми детьми, оно поможет и на-шим детям осознать себя как будущих родителей.

Давайте подумаем, что, как правило, мы ожидаем от своего ребенка? Определенных действий, не правда ли? Мы хотим, чтобы он делал какие-то шаги, которые мы же считаем правильными и нужными для него: чтобы хорошо учился, поступил в тот или иной университет и т.д. И часто выбираем простые пути для достижения этих целей. Отношения ребенок-родитель превращаются в рыночные: «ты хорошо учишься и получаешь то-то и то-то», либо в семье происходит откровенное насилие: когда мы диктуем свои условия в жесткой, тоталитарной форме, и не Дай Бог, ребенок поступит иначе.

Шалва Александрович ставит совершенно другую задачу. Не добиться определенного действия от ребенка, а как можно шире облагородить его сердце, душу, внутренний мир. При этом создать такие условия, в которых ребёнок будет ощущать себя равноправным участником семейных отношений.

Всем понятна такая ситуация: ребенок мечтает, например, о велосипеде. Как мы с вами поступаем, как правило? Копим деньги и дарим его своему сыну или дочери. Ребенок какое-то время счастлив. Но это не оказывает никакого воспитательного воздействия на внутренний мир ребенка. В результате у него появляется стереотипное мышление: «я хочу – я получил». В итоге таким отношением мы взращиваем потребительские качества.

Амонашвили видит в подарках воспитательный эффект. Как это сделать? Важно, чтобы ребенок был полноправным членом семьи, а отношения между ним и его родителями были построены на равных. Ребенок должен видеть, что семье тяжело. И если он хочет велосипед, папе, например, придется дополнительно работать, маме в таком случае перейдет больше забот о доме. Ребенку важно понимать, что его радость связана с трудностями для родителей, чтобы это вызывало ответное чувство заботы в нем самом. В этом случае подарок будет носить воспитательный момент.

Вторая книга – «Письма к дочери». Они начались тогда, когда его дочь вошла в подростковый возраст, начала проявлять строптивость своего характера, появились конфликты в семье. Без нравоучений, в простой и откровенной форме он описывает ситуации, которые происходят в семье: «почему мы переживаем», «мы тебя понимаем, и ты нас пойми», «давай вместе искать пути решения».

Недавно еще вышла книга «Баллада о воспитании».

Главная сегодняшняя проблема – зачастую дети лишены родительского внимания, заботы. Взрослые считают, что, обеспечив материальные блага ребенку, они выполнили свою миссию родителей. А дети растут, как сорная трава…

Однако сегодня все больше родителей, которые ищут информацию о воспитании, и в первую очередь, обращаются к Шалве Александровичу. Таких глубоких профессионалов, которые действительно любят детей, на самом деле, немного.

Еще, что важно, каждый ребенок сам должен выбрать свой путь. Известны случаи, когда родители настаивали, чтобы их дети получили именно ту или иную профессию, сделали так, как им велят. И часто это приводит к трагедии в жизни ребенка: он либо спивается, либо всю жизнь несчастлив.

Нужно понимать, как утверждает Ш.А. Амонашвили, что каждый ребенок приходит в этот мир со своей миссией. Да, он родился в нашей семье, и мы его воспитываем. Но это совершенно особый человек, у которого свое предназначение. Он может пойти по нашим стопам, а может не пойти. Мы можем сломать ему жизнь, а можем помочь.

На семинарах Шалва Александрович раскрывает эту сторону вопроса: лично ли это мой ребенок, и воспитываю его я для того, чтобы просто было кому стакан воды принести в старости? Или это естественный плод любви, который мы подарили миру и взращиваем, который имеет свою собственную жизнь?

Будут рассмотрены психологические аспекты детей: их страсть к развитию, к взрослению, к свободе. Мы привыкли считать своего ребенка маленьким, не доверяем ему, лишаем самостоятельности, права выбора: «вот вырастешь – тогда заживешь!» А в ребенке заложена страсть к взрослению, которой он сам не управляет совершенно. Он считает себя взрослым, и может это удовлетворить только в общении с родителями на равных. Если оно состоится, тогда состоится духовная общность между родителем и ребенком. Однако если мы ставим себя выше, то возникает конфликт отцов и детей: непонимание со стороны родителей, неприятие со стороны ребенка. В результате теряются духовные контакты, близость.

На семинаре будут рассмотрены и методы воспитания.

К примеру, как привить ребенку любовь к чтению. Всем известно, что это благо, но дети его не любят. А еще говорят, если родители читающие, значит, и ребенок будет читать. Лично я читать люблю, и книги в нашем доме не редкость, однако наши дети читать не любили. Мы садились с сыновьями за книгу, спустя короткое время их внимание рассеивалось. На семинаре Шалва Александрович рассказал о методе совместного чтения. Он заключается не в том, что нужно само по себе чтение, а необходимо общение. Ребенок должен не слушать, как родитель читает книгу, а быть активным соучастником совместного познания. Прочитали главу – начинаем активно обсуждать, фантазировать. Маленьких детей можно представить героем этой сказки и вообразить – как бы он поступил в этой ситуации….

Важная мысль в системе Шалвы Амонашвили: любовь воспитывается любовью, жестокость – жестокостью, сострадание – состраданием и т.п. Воспитание происходит не знаниями, а образами, которые мы даем ребенку. Вот мы объяснили детям, что такое хорошо, а что такое плохо, они все это выучили, но поступают плохо. Почему? Потому что сами родители не подтверждают свои слова делами. Вот курить нельзя, а папа курит. «Если они мне говорят, это плохо, а сами так делают, значит, и я могу сказать, что не буду так делать, но продолжу курить». В итоге получается, лгать тоже разрешается… Поэтому начинать воспитание детей нужно с воспитания самого себя. Не ругаться, не раздражаться по любому поводу. Ведь что такое воспитание? Это в-ось-питание, питание души и сердца! Обругав, наказав ребенка, чем мы напитаем его душу? Какой образ поселили в сердце ребёнка, раздражённо прочитав ему нотации? Уважению научили, унизив ребёнка? Да нет, конечно, научили раздражаться и унижать.

Говорить о системе Шалвы Амонашвили можно очень долго, но лучше самому прослушать его удивительные лекции. Они позволят по-другому взглянуть на детей, услышать практические советы по их воспитанию и в целом укрепить институт семейных ценностей.

Все вопросы по семинару по телефону: 8-950-302-02-90.

Татьяна БЕЛЯЕВА

Оставить комментарий

Комментарии