Вы здесь

«Деньги любой ценой — это неправильно и точно не наш путь!»

При выезде на улицу Городокскую видны огромные производственные площади. Здесь за высоким забором уже четвёртый год изготавливают водомётные катера и водомётные движители со звучным названием «БОРУС». Предприятий два – «Производственно-коммерческая фирма «Борус» и «Сибирские водомётные катера «Борус». Руководит ими Татьяна Михайловна Камнева.

Корреспонденту «ВТ» удалось взглянуть на производство уже известных за пределами нашего края, да и страны, изделий под названием «Борус» и пообщаться с Сергеем Юрьевичем Камневым, который занимается здесь проектированием и запуском в производство новых моделей водомётных катеров, аэроглиссеров и запасных частей к ним.

Излучающий блеск алюминиевый красавец почти семь метров длиной пока мирно стоит на стапеле. Но когда он будет полностью собран, от корпуса до транспортировочного тента, его спустят на воду и проверят мощь мотора, маневренность, устойчивость…

— Сергей Юрьевич, ваша организация производит катера уже достаточно долгое время. С чего все начиналось?

— Десять лет назад мы создали организацию «ПолимерПрессСервис». Сначала работали в холдинге, делали продукцию для красноярского завода автоприцепов. Потом она стала невостребована, и мы переориентировались на водометные движители. Вышли на рынок, получили опыт, а, как известно, "опыт — это сын ошибок…", изменили и конструкцию, и технологический процесс, и концепцию продаж. Через три года водомётные движители из Минусинска стали узнаваемы во всех регионах нашей страны, и мы задумались над возможностью изготовления собственными силами водомётных катеров. Это был январь 2010 года, благо, выходных дней в этом месяце достаточно. Второго января сел за компьютер, десятого января 3Д-модель катера была готова! Потом на нашем предприятии стали собирать оборудование, необходимое для изготовления этого катера. И уже в августе был готов опытный экземпляр. Сбросили его на воду на нашей протоке р. Енисей. На первый спуск пригласили работников ГИМС МЧС России. И признаться, им понравилась и модель, и его курсовая устойчивость. Единственной рекомендацией с их стороны было закрыть тоннель в носовую палубу, что и было исполнено.

— На сегодняшний день вы получили сертификат соответствия на три модели катеров.

— Да. Это катера «Борус 470», «Борус 530» и «Борус 570», эти модели катеров пользуются спросом у рыбаков и любителей активного отдыха. Есть семиметровый опытный образец водомётного катера с перспективными обводами и потрясающей эргономикой, и есть планы построить 12-метровый водомётный катер с тремя каютами и восемью спальными местами. Его проект уже готов! Специально для него разработали водометный движитель 400 миллиметров, который в принципе составит достойную конкуренцию зарубежным аналогам. Также мы приобрели дизельный двигатель в 400 лошадиных сил. Теперь ищем инвестора, который поможет претворить в жизнь этот проект. Ведь есть много людей, которые интересуются нашей продукцией, в их числе и жители из бывших Союзных Республик, Латинской Америки, Азии, Кореи.

— Ваше предприятие производит все детали для сборки катера или что-то вы приобретаете у других производителей?

— У нас есть два цеха или, точнее сказать, две организации, каждая из которых выполняет свою функцию. Одна — делает водометные движители и конверсию для судовых двигателей. Вторая — изготавливает корпуса катеров и всех комплектующих, занимается сборкой. Многое покупаем: двигатели – в Японии, все комплектующие – в Италии, Южной Корее, Китае, ткань – из Франции, стекло из Испании… Но стали встречаться и достойные отечественные комплектующие. К тому же, мы сами шьем и сиденья, и тенты, пишем программы для рабочих процессов двигателей внутреннего сгорания. У нас на предприятиях работают талантливые и высокопрофессиональные специалисты, которые могут решать и решают серьёзные технологические и организационные вопросы.

— Почему название для вашей продукции выбрали такое же, как у горы?

— Всегда считал, что Минусинск – это изюминка Сибири. А Борус — это жемчужина Саянских гор. И если на него смотреть прямо, то увидишь три вершины, как и обводы у нашего катера "тримаран": килевой по центру и два спонсона справа и слева. В слове «Борус», мне кажется, есть что-то сильное, волевое, сибирское.

— В нашем регионе большинство водоемов имеют много мелководных мест, а катера такие крупные…

— Это мы тоже учитывали, создавая конструкцию катера. Корпус имеет оригинальные обводы, у него широкое дно, и поэтому он отличается хорошей курсовой устойчивостью и маленькой осадкой в статике. Кстати, по этим параметрам у нас нет конкурентов. Но все равно звезд с неба не хватаем, работать приходится много. В коллективе около 20 человек. Всем объясняю, что на этом предприятии главным является не руководство и не трудовой коллектив, а заказчик. И если мы не сможем обеспечивать качество, которое необходимо заказчику, значит не сможем и реализовать продукцию.

— А каждый ли заказчик изначально знает, что он хочет приобрести?

— У нас есть специалисты, которые могут дать квалифицированную консультацию.

Наши катера ходят по всей России. Есть они в Архангельске, Екатеринбурге, на Дальнем Востоке, Сахалине, один катер ходит в Чумиканском заливе (это север Хабаровского края). Много катеров в Иркутской области, бассейнах реки Ангара, её многочисленных притоках. Ходят наши катера и в Якутии, и на Севере, и в центральных и южных районах нашего Красноярского края, в Тыве. Людям нравится наша продукция.

— Но сейчас пошла тенденция: люди чаще стали покупать вместо катеров аэроглиссеры.

— Для нашего региона это более универсальное транспортное средство, ему совсем не страшны мели, снег и лед. Хотя безопасность оставляет желать лучшего. Немало людей гибнет на аэроглиссерах. Безопасность людей, использующих продукцию «Борус», — одно из обязательных условий для деятельности наших предприятий. Два года мы ведём работы по проектированию безопасной и надёжной аэролодки, есть два опытных образца, пройдено более тысячи километров по торосам, глубокому снегу и открытой воде. Второй образец после доработок получился очень надёжным в плане безопасности. Ещё немного ресурсных испытаний – и будем получать сертификат качества. Только после этого запустим его в серийное производство. А деньги любой ценой — это неправильно и точно не наш путь.

— Лично тестируете каждый производимый катер?

— Теперь нет. На первые катера выезжали всей семьей, обкатывали их подолгу. А сейчас уровень производства достаточно высок. Бывает, и зимой продаем катера, не спуская их на воду, потому что двигатели проходят проверку на стенде под нагрузкой, все узлы надёжны и взаимозаменяемы. Всё проходит через систему ОТК. Бракоделов не держим и не переучиваем. Катер, аэроглиссер в случае их серьёзной поломки очень сложно эвакуировать, именно поэтому отношение к качеству продукции столь ответственное.

— В личном пользовании имеете катер?

— Да. Я обожаю рыбалку. Особенно когда местами встает либо рассеивается лед на реках, это самое удачливое, но и опасное время. В этом случае могу еще раз заверить в безопасности и надёжности продукции предприятий «Борус».

Анна ЭПОВА

Оставить комментарий

Комментарии