Вы здесь

Дорога к храму: Минусинский Спасский собор

Любая дорога начинается с первого шага. И, запуская сегодня наш новый проект, мы надеемся, что он может сподвигнуть кого-то если не отправиться в духовный путь, то хотя бы проявить интерес к истории, вере, людям и событиям, повлиявшим на становление и развитие юга Красноярского края. Ведь именно православие служило опорой большинства первых сибирских поселенцев. И церкви наши предки ставили всем миром едва ли не в каждом селе. Скольким из них удалось пережить эпоху безбожия, кто сегодня в них служит, и кто прокладывает свои тропки к храмам? Чтобы ответить на эти вопросы, редакция отправляется в долгий путь по всему минусинскому благочинию, приглашая за собой своих читателей...

«Церковь – не земля, это кусочек неба», – написал однажды одному из своих духовных чад игумен Никон Воробьев (1894-1963). Земная церковь как место, куда приходят люди, неразрывно связана и с Церковью Небесной – Вечной. И как сказал Христос: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея, 16:18).

История нашего «кусочка неба» на земле связана с историей самого Минусинска. И сколько «врата ада» ни пытались одолеть Спасский собор – он выстоял. И по сей день светит, как луч в темноте, призывая всех людей к Свету и спасению.

 

Благочинный церквей Минусинского округа, настоятель Спасского собора города Минусинска, протоиерей Евгений Нещерет:

– Возлюбленные о Господе братья и сестры. Милостию Божией с моего благословения городская и районная газета «Власть труда» запускает совместный проект «Дорога к храму».

Слава Богу, на юге Красноярского края множество святых мест, куда православные христиане могут прийти, чтобы помолиться Господу нашему и всем святым, совершить таинства Крещения, Соборования, Венчания, Исповеди, Причастия. 26 храмов, 12 часовен и 1 монастырь располагаются в разных уголках южной территории региона. У каждого из них своя история, своя судьба, свои чудеса исцеления, помощи и нисхождения благодати Божией.

Во славу Божию восстанавливаются и строятся новые святыни. Только в Минусинском районе по благословению Митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона возводят храмы в селах Тесь, Знаменка, Городок. Всем миром восстанавливается храм Казанской иконы Божьей Матери в селе Малая Минуса. С прошлого года начались службы в новом храме святых апостолов Петра и Павла в поселке Шушенское.

Много лет русский народ жил в обществе и строил цивилизацию – дома, дороги, предприятия, из которой Бог был изгнан. Но как не нужна дорога, если она не ведет к храму, так и национальное возрождение России невозможно без возвращения к православию, которое является истоком нравственной чистоты и силы. А возрождение православной культуры немыслимо без строительства новых и реставрации разрушенных временем или людьми храмов, являющихся символом Веры.

Зачем строить храмы, когда вокруг множество людей, нуждающихся в помощи? Чтобы очистить потом в церковных таинствах, совершаемых в них, тысячи сердец, ведь как сказал Святейшей Патриарх Алексий II – чем больше в нашей стране храмов, тем меньше больниц и приютов.

Мне, как благочинному церквей Минусинского округа, очень приятно, что на страницах нашей газеты появятся публикации, в которых люди узнают об истории наших святынь, об истории редких старинных икон, сохранившихся и передававшихся из поколения в поколение, о судьбах людей, которые во славу Божию трудятся в церквях и несут послушание в знаменитом на юге края женском Вознесенском монастыре, о священнослужителях и монахах воинах Божьих, которые отдают себя служению Господу нашему. За что огромная благодарность коллективу газеты под руководством главного редактора Евгения Валентиновича Дашкевича.

Этот православный проект-путеводитель станет не только исторически значимым, но и практически важным для православных христиан, которые еще не имели возможности побывать в наших святых местах.

Храм – место особого проявления благодати Божьей. Именно здесь мы всей душой ощущаем любящую нас руку Божью. Именно в храме происходит духовное возрождение человека. В храме происходит встреча и беседа нашей души со Христом. Здесь невидимо действует спасительная благодать Духа Святого. Здесь, через услышанное от проповедников слово Божье, загорается в нас желание стать чище, лучше, ближе к Богу, возникает стремление изменить свою жизнь.

Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал Церковь, где невидимо присутствует и поныне, подавая нам все необходимое для жизни вечной, где «невидимо Силы Небесные служат», как сказано в православном песнопении. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Евангелие от Матфея, глава 18, стих 20), – сказал Он Своим ученикам апостолам и всем нам, верующим в Него. Поэтому много теряют те, кто редко посещает храм Божий. Еще больше согрешают родители, которые не заботятся о том, чтобы дети их посещали церковь. Помните слова Спасителя: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, глава 19, стих 14).

«Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Евангелие от Матфея, глава 4, стих 4), – говорит нам Спаситель. Пища духовная также необходима душе человеческой, как пища телесная для поддержания телесных сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где Сам Господь невидимо наставляет собравшихся во имя Его? Чье учение проповедуется в церкви? Учение пророков и апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, Который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир.

Возлюбленные о Господе братья и сестры, надеюсь, что новый проект «ВТ» поможет вам найти свою дорогу к храму и с помощью Божией святыни Минусинского благочиния будут собирать в своих стенах православных минусинцев и жителей всего региона.

Спаси Господи!

 

Загадочная деревянная

Если вы зайдете в Минусинский Спасский собор – будьте уверены, что попали в совершенно потрясающее место. Вы пройдетесь точно там же, где ходили сотни людей прошлых столетий. Поставите свечу и помолитесь Богородице, пред образом Которой, возможно, молились ваши предки из далекого 18 века… Спасский собор всегда был с минусинцами, практически со времени возникновения нашего города.

Датой создания деревни Минусинской считается осень-весна 1739-1740 годов. Этим Минусинск обязан Луказскому (ныне с.Лугавское) медноделательному заводу, возникшему здесь после приказа в начале 1710-х годов Петра I «в краях сибирских сыскать серебряные и медные, и золотые руды». Так на нашей земле появились «приписные крестьяне» этого завода. Они разрабатывали руду, возили ее на завод, плавили в печах. Из-за нерентабельности в 1747-м завод закрыли. Крестьяне расселились по окрестностям и занялись хлебопашеством. В первые четыре десятилетия в Минюсе (так сначала назывался будущий Минусинск) церкви не было – шла борьба за выживание на этой земле. Но в 1778-1779 годах, после массового переселения в Минюсу крестьян со Среднего Енисея из Надпорожной слободы, встал вопрос о постройке церкви.

Но это был совершенно иной храм, каким мы видим его сейчас. Завершили строительство деревянной церкви во имя Всемилостивого Спаса в сентябре 1780 года. Как указывает ризничная опись 1832-го года, она была без приделов, с двумя крестами в высоту десяти саженей, кресты деревянные, «ничем не обиты». Деревянную церковь освятили 16 января 1781 года. С того времени деревня Минюса стала селом, а в 1797 и центром Минусинской волости.

Что произошло с первой деревянной церковью – для нашего времени остается загадкой. Версий существует три. Во-первых, необходимость постройки каменной церкви была связана с императорским указом Павла I от 24 декабря 1800 года: «Вместо погоревших или обветшавших деревянные церкви не строили бы, но строили бы везде каменные».

Закладка каменной церкви произошла 12 сентября 1803 года. Как считает Л.П. Чащина, архивист г. Минусинска, новая каменная церковь «вобрала в себя» прежнюю деревянную. Однако архитектор В.И. Царев предполагает, что, в отличие от деревянной церкви, каменный храм был размещен уже в новой, Заречной части села, где застройка начала формироваться вдоль протоки Енисея. Архитектор К.Ю. Шумов более осторожен в предположениях. Он пишет, что прежняя деревянная церковь после освящения новой каменной Спасской была разобрана и, согласно синодальному указу от 1742 года, использована на нужды храма: «лес, ежели угоден явиться, употреблять в строении новой церкви, а прочее ветхое употреблять же в церковное топление или на печение просфор и другим никому ни на что того церковного леса не растощать». Поэтому при постройке нового храма, как пишет в своей научной монографии А.П. Дворецкая, поступали следующим образом: от стен старой деревянной церкви отступали несколько шагов, закладывали фундамент, возводили стены. После этого приступали к разборке деревянной церкви, а затем – к возведению крыши и колокольни.

Поэтому, вероятнее всего, от прежней деревянной церкви в наши дни ничего не осталось.

 

Сибирское барокко

Спасский Собор в Минусинске. Снимок Н.В. Федорова, 1908 г. Фотография из фондов Минусинского краеведческого музеяЕсли не считать дом купчихи Беловой, то именно Спасский собор стал первым каменным зданием в Минусинске. Он был освящен в 1814 году. Храм представлял собой образец «сибирского барокко»: выразительные динамичные силуэты верхних частей здания, плавность и замысловатость форм. «Здание каменное, с таковой же колокольней, крепкое, – такое описание храма сохранилось за 1835 год. – Престолов два: в холодном приделе во имя Нерукотворного Спаса, в теплом – Покрова Пресвятой Богородицы». Если вы зайдете в Спасский собор сегодня, то увидите три придела: центральный во имя Спаса Нерукотворного, правый Богородничный и левый – в честь Николая Чудотворца. Однако тогда левого придела не было. Зато в то же время, что и храм с его двумя приделами, во дворе храма на средства минусинского крестьянина Федота Кузьмича Самкова построили каменную богадельню (приют для бедных и инвалидов) на 15 человек. Сегодня это трапезная.

Никольский придел построили только в 1853 году на средства купца Масленникова. Он пожертвовал более 11 тысяч рублей серебром. Освятили придел 7 мая 1854 года, и Минусинская Спасская церковь стала трехпрестольной. А с 17 сентября 1854 года ее переименовали в Соборную.

По сути, весь 19 век храм постоянно менялся и перестраивался. И если сначала он был белым с зеленой крышей, то сегодня мы видим сияющий, как солнце, желтый храм с куполами цвета серебра. Перестройка же храма шла вплоть до начала 1900-х, когда известный красноярский архитектор А. А. Фольбаум (по другим источникам – В. А. Соколовский) перестроил собор. И Спасский стал вместительней почти в три раза.

В церковной ограде в память о похороненных здесь некогда священнослужителях установлено небольшое надгробие. Когда-то здесь были прописаны имена священников. Сегодня надпись – простая: «Вечная память упокоенным здесь священнослужителям Спасского собора». Точно определить места захоронений на территории храма священников теперь не представляется возможным: в годы церковных гонений многие сведения оказались утерянными. Однако один миф можно развеять точно: ныне Соборная площадь не являлась местом захоронения – кладбища здесь не было. На площади, кроме Спасской церкви, располагался деревянный гостиный двор, построенный в 1829-30 годах. Здесь какое-то время шла торговля. Позже проходили праздники древонасаждения и другие.

 

Как святые и верующие сражались за собор

Большую икону Николая Чудотворца вы увидите в храме сразу: святой смотрит с нее, словно живой – с состраданием, болью и любовью за каждого. Наверное, даже за тех, кто посмел в годы безбожного лихолетья издеваться над святынями. Представители новой власти «развлекались», как могли. Если вы подойдете к иконе поближе и присмотритесь внимательней – заметите следы от оружейной дроби не только на облачении Николая Чудотворца, Евангелии, которое он держит в руке, но даже на лике святого! И это – не единичный пример. Как рассказал иерей Спасского Собора отец Аркадий, в алтаре есть икона Архангела Михаила – на ней тоже следы от пуль.

В 1933-м во время изъятия церковной утвари забирали все, что представляло какую-либо материальную ценность«Отражать удар» пришлось многим святым. Сегодня уже трудно сказать, все ли иконы сохранились после яростных атак на храм новой власти. В 1933 году после закрытия храма колокола с него сбросили, церковную утварь и ценности – изъяли. С икон снимали оклады из драгоценных металлов, забирали все, что представляло какую-либо материальную ценность.

Преследовалась и главная цель – уничтожить храм полностью, как это было сделано с Троицкой церковью. Для ее взрыва вызывали специальную бригаду из Красноярска, чтобы церковь при разрушении «сложилась» вовнутрь, не повредив стоявшие неподалеку жилые дома. То, что сделать это удалось, сегодня знают многие: от Троицкой церкви не осталось камня на камне. Вместо нее на прежнем месте построили «храм знаний» – ныне пятую школу.

Чтобы отстоять Спасский собор, один из влиятельных минусинцев (предположительно это был заведующий Мартьяновским музеем с 1905 года Николай Иванович Тропин, репрессированный и расстрелянный в 1937 году) придумал легенду о венчании в храме Ленина с Крупской. Долгое время этот слух считался правдой. Возможно, именно это помогло сохранить Спасский от разрушения. Хотя, как рассказал священник собора Сергий Круглов, сделать это было непросто: Спасский собор строили на совесть. Он очень прочный и располагается на естественном природном «фундаменте», представляющем из себя скалистое плато.

До 1935 года в Спасском соборе располагался зерносклад. Зерно засыпали под самые своды храмаТак Спасский и оставили в покое, решив лишь употреблять его площади «под хозяйственные нужды». До 1935 года здесь располагался зерносклад. О том, что зерно засыпали под самые своды храма, свидетельствует старое фото 30-х годов прошлого века. Из храма унесли не все иконы: то, до чего не получилось «дотянуться руками», осталось на месте. Поэтому несколько лет лики святых находились под зерновым «покрывалом». Как рассказали священники – под окладами, между иконами и рамами можно и сегодня обнаружить закаменевшие зернышки…

Страдал не только храм, но и люди. В 30-е был репрессирован епископ Димитрий Вологодский, его могила сегодня находится на старом кладбище. (В начале этого года Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом» выпустил документальный фильм «Райские яблоки», рассказывающий о судьбе архиепископа Минусинского и Усинского Димитрия Вологодского. Фильм можно найти в открытом доступе в Интернете).

Епископ Димитрий ВологодскийА сколько пострадало мирян – теперь уже и не узнать. И не хватит формата данной статьи, чтобы описать все издевательства над Церковью и верующими в особо жестокие 30-е годы. Но одно можно сказать точно: даже после закрытия храм продолжал притягивать людей. В истории сохранились воспоминания абаканцев и минусинцев, которые продолжали приходить к закрытому собору и, прислонившись лбом к кирпичной кладке, молились, чтобы их дети остались живыми на войне.

 

Корабль нашего спасения

Именно война стала переломным моментом в богоборческие годы. В 1943-м верующие начали ходатайствовать об открытии храма. В 1945-м в Спасском соборе возобновились службы. После десяти лет лагерей в Минусинск возвратился протоиерей Всеволод Барков, которому предстояло возрождать храм. А после стольких лет размещения в соборе сначала зерносклада, потом – тракторов и автомобилей, в Спасском царила разруха: в окнах не было ни одного стекла, в здании – ни одной печи, уничтожены все три иконостаса, некогда блестевшие драгоценной позолотой, повреждены стены.

Протоиерей Всеволод БарковОтец Всеволод приложил немалые усилия, чтобы вернуть в храм церковное имущество. Ведь при закрытии Спасского часть «культовых предметов» райфинотделом была передана в дом пионеров, дом культуры, музей и другие организации.

Первое богослужение в храме (Водосвятный благодарственный молебен) после его открытия совершилось только 15(28) июля 1945 года (в день Св. благоверного князя Владимира, крестителя Руси). После службы начались ремонтные работы по восстановлению собора.

С Божией помощью Спасский собор возрождался. Из воспоминаний дочери протоиерея Всеволода Баркова В.В. Троценко можно узнать, что на праздник Крещения, например, разрешалось выходить с крестным ходом на протоку. «Папочка любил, чтобы в церкви было красиво, – пишет дочь священника. – Прихожанки украшали красивыми цветами белыми восковыми к Пасхе, все сияло, блестело. А проповеди папины! Он к ним готовился, читал много, писал коротко. И каждое слово, назидание, интонация – все извещало о добром, о любви друг к другу, о любви к Богу. Учил терпению, смирению, будил в каждом самые теплые, самые добрые чувства…»

Минусинский Спасский собор и сегодня – место, где в душе каждого может загореться луч добра, милосердия и любви. Наш храм, как корабль, плывущий среди житейских бурь, огибающий губительные рифы и бережно несущий в себе своих «пассажиров». Недаром некоторые художники образно ассоциируют храм с кораблем – надежным, прочным, спасительным. Например, среди работ Варвары Бондиной (1974-2013) можно встретить именно такой храм – храм-корабль. Вообще же Спасский собор настолько притягивает сердца людей, что образ его отразился в творчестве сразу нескольких минусинских художников. Это Варвара Бондина, Виталий Вальков, Ярослав Марковский и другие. Кто знает, может быть, именно сейчас где-то еще создается новое художественное полотно с блистающим на нем храмом.

Иконы в форме восьмиконечной звезды: образы апостолов Петра и Павла «Корабль» нашего спасения хранит на своем судне и немало старинных икон, многие из которых горячо любимы минусинцами. Так, по рассказам прихожан им помогала Пресвятая Богородица после искренних молитв Ей перед Ее святым образом «Ипортаиса», или в простонародье «Милостивая». В храме ее можно быстро найти: располагается в правом Богородничном приделе, большая, старинная, под стеклом. По одной из версий, икона была привезена с Афона в конце 19 века. Старыми иконами в храме также считаются образ Пресвятой Богородицы «Тихвинская», Великомученицы Варвары, предтечи и крестителя Господня Иоанна и многие другие. Сохранились старинные иконы, покрытые сусальным золотом. Есть образа и со старинными, очень богатыми и красивыми ризами из драгоценных металлов. В Спасском соборе есть и две редкие иконы-триптихи, расположены они над центральным алтарем. И всего две иконы вы увидите в форме восьмиконечной звезды: образы апостолов Петра и Павла располагаются снизу (справа и слева) от балкона, где совершаются церковные песнопения. Кстати, балкон храмового хора является объектом культурного наследия. Менять его внешний облик запрещено на законодательном уровне. Впрочем, как и весь Спасский собор с 1995 года является объектом культурного наследия федерального значения.

 

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив»

Икона святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца чудесным образом обновляется, становясь с каждым годом светлееВ Спасском соборе немало старинных икон. Так, например, есть здесь икона святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца, которая, как говорят все прихожане и чего не отрицают батюшки, появившись в храме несколько лет назад, стала чудесным образом обновляться. Изначально темный образ с каждым годом становится все светлее. Кому-то помогал Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), кому-то – Святой Великомученик и целитель Пантелеимон. Кстати, в храме есть частички их мощей, перед которыми каждую среду в 11 часов совершается молебен о здравии болящих. И святые помогают. Вернее, помогает по ходатайству их молитв сам Господь наш Иисус Христос. Несмотря на все наши немощи и недостатки, Он не отвергает нас, а прощает и любит. «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» – поется в храме на службах, и не раз в милости Божией убеждались сами прихожане. Многие их истории – конечно, сокровенные. Но в свидетельство о любви Божией к людям прихожане Спасского собора согласились поделиться своими историями, пожелав оставить при этом свои имена в тайне. Вот две из них.

 

«Не могу подойти к тебе, матушка! Издалека меня послушай»

«У тех, кто только приходит в храм, бывают моменты особой радости, Божественного откровения. Но с годами может наступить момент, когда и службы, и молитвы переходят словно в привычку. Тогда терзаешься, почему это происходит. Может быть, поэтому в подобный период моей жизни Господь явил мне чудо, чтобы укрепить в вере. Однажды в наш храм привозили мощи святой Блаженной Матроны Московской. Очередь к ним была невероятная. Я думал, что уже не попаду к святыне. Даже отчаяние напало: тяжело болел близкий родственник, состояние его было почти смертельное, поэтому я очень хотел подойти к святыне. Но это не представлялось возможным. Простояв с утра до вечера, я продвинулся только до притвора храма. Сил уже не было. Прислонившись лбом к стене, я от сердца обратился к святой: «Не могу подойти к тебе, матушка! Издалека меня послушай». И начал молиться: просить о том, для чего так долго шел к Матроне. К мощам я так и не приложился. Но когда мой родственник буквально через пару дней очень быстро пошел на поправку – это было настоящим чудом. Я понял, что святая услышала меня и донесла мою молитву Богу».

 

Как святая Екатерина «замуж выдавала»

«Мой приход к вере связан с личными проблемами: в «делах сердечных» долгие годы ничего не складывалось. Тот, на кого я смотрела, как на мужа, и не собирался жениться – ему больше нравилась «свободная жизнь». Отчаявшись, я порвала со своим «кавалером» все отношения. Было очень горько, чувствовала себя «кинутой», какой-то ущербной, что ли: многие подруги уже вышли замуж, а у меня никак не получалось. Примерно в это же время я сильно заболела. Печально осознавать, но даже родственники в тот момент не поддержали меня: у каждого свои проблемы и заботы. Так я начала ходить в храм и здесь почувствовала поддержку и утешение. Потихоньку начала вникать в молитвы. Впервые в жизни пришла на исповедь. Это было такое облегчение – как у очень грязного человека после бани. Позднее пришло осознание того, что многие мои проблемы и беды – собственная «заслуга», плоды греховной жизни. Так потихоньку Господь утешал меня. Многие прихожане стали близкими: и, кстати, бабушки в храме вовсе не злюки, как пишут некоторые в Интернете. Просто, когда мы впервые приходим в храм вместе со своей гордостью, нам кажется, что все сразу должны чуть ли не красную дорожку перед нами постелить. Поэтому и обижаемся на малейшую колкость или замечание. На самом деле бабульки в храме (да и остальные прихожане) вполне нормальные и даже очень добрые люди. Но это не сразу осознаешь… Сейчас же хочу рассказать о Божьем подарке, который Он приготовил для меня. Еще в первый год моего вхождения в веру, в Церковь Христову, я прочитала в Интернете, что по молитвам святой Великомученицы Екатерины многие находят себе супругов. В храме есть большая икона святой Екатерины – к этому образу я ходила и молилась, как могла, своими словами: «Святая Великомученица Екатерина! Я знаю, что из-за своих грехов, наверное, и не заслуживаю такого счастья, как стать женою, создать семью. Но если Богу угодно – пожалуйста, помоги мне, помолись Господу, чтобы он послал мне будущего супруга». Так я молилась, положившись во всем на Бога: как будет, так будет. Через несколько месяцев наступила Пасха – «праздников праздник и торжество из торжеств», как поется на Пасхальных службах. Первая неделя Пасхи – самая радостная, она называется Светлая седмица. В эту-то неделю я и познакомилась в храме со своим будущим мужем, встретившим меня словами: «Христос Воскресе!»

 

«Моя дорога к храму»

Прихожанка Минусинского Спасского собора, Ольга Мастерова:

Моя дорога к храму шла с самого детства. Я выросла при Спасском Соборе. Бабушка моя, Мария Глебовна, в храме несла послушание на свечах, была богомольной. Она-то и брала меня с собой в храм, когда родителям запрещали водить детей в церковь. А на старушек никто внимания не обращал! Это помогло моей милой, доброй бабушке водить меня в храм. Конечно, маленькая я понимала немного. Но церковное, такое чистое пение, мягкий и успокаивающий запах ладана, тихое мерцание «плачущих» перед ликами святых свечей невероятно влекли меня. С бабушкиными походами в храм у меня связаны самые радостные и теплые воспоминания. В жизни было всякое, но бабушкина любовь к Богу и ближним, которую она старалась вложить и мне, осталась в сердце и теперь очень помогает.

Еще наш собор напоминает мне о любимом папе. Мой отец, Мастеров Владимир Анатольевич, работал электриком на перчаточной фабрике. Но он также был талантлив и выступал с вокальными номерами на различных городских площадках. Когда папе было 25-26 лет – он пел в хоре нашего Спасского собора! Это радует и греет мою душу.

Елена Бызова

Оставить комментарий

Комментарии

Аватар гостя

Виталий 1 неделя назад

Очень интересная статья. Для меня Спасский собор тоже очень дорог, и священников наших люблю. Прочитал - и на душе тепло. В детстве меня там родители крестили, осознанно в храм пришёл в 2002 году, в возрасте 23 лет. В том же году в соборе нас с супругой венчал о. Сергий. Старшего сына крестил о. Михаил, младшего о. Василий. Мама моя покойная очень любила на службы в храм ходить. В 2006 году окончил православный лекторий для взрослых при Спасском соборе. Посчастливилось учиться у Людмилы Айзиковны Никишиной. У нас с ней сложились тёплые отношения, к сожалению она рано умерла (как и моя мама, онкология). С о. Виктором мы учились в институте вместе, позже в храме стали видеться. С о. Евгением познакомились перед освящением Владыкой Пантелеимоном места для строительства храма в Городке. Позже он меня благословил в алтарь заходить, так с недавнего времени в алтаре Спасского собора послушание несу. Старший сын (ему 10 лет исполнилось) с крестником (племянником) с этого года в нашу воскресную школу пошли. Так вот много доброго, светлого и настоящего связано с этим нашим «небом на земле».

Аватар гостя

Александр Колбасов 3 недели назад

Замечательный материал, спасибо автору за огромную познавательность!Мы любим это святое место, при любой возможности приезжаем из другого города, чтобы вновь и вновь испытать на себе чудодейственную, притягательную силу собора.