Вы здесь

Жанна ЛУКЬЯНОВА:

Жанна Лукьянова и Наталья Дмитриева«Не будьте Обломовыми. Мечтаете? Пробуйте!»

Кажется, что может измениться в образе, содержании и ритме устоявшейся жизни, когда тебе далеко за сорок?

Но наша сегодняшняя гостья убедилась на собственном опыте: жизнь лишь начинается не только в 40, но даже в 45!

 

«Третье око» музыканта

Преподаватель теоретического отделения первой квалификационной категории музыкальной школы Минусинска, учитель с почти тридцатилетним стажем, Жанна Михайловна Лукьянова и подумать не могла, что незадолго до полувекового юбилея возьмется за кисть. Еще невероятней было представить, что всего через полтора года она добьется немалых результатов в живописи.

– Я родилась в Хакасии, – рассказывает Жанна, – в семье репрессированных. В 50-е родителям разрешили выехать с севера. Жили в Курагино, затем переехали в рабочий поселок Бельтырское, где сейчас живет мама. Творчеством в нашем роду, насколько знаю, не увлекались. Да им просто не до этого было: выживали, пахали, как лошади. Хотя у мамы творческие задатки наблюдались: когда мы с сестрой учились в школе – шила нам новогодние костюмы. Каждый раз – новые и необычные. Отец какое-то время работал киномехаником в клубе и сам писал афиши. Помню, как он перьями, гуашью выводил интересные шрифты, а я училась читать, пока он так работал. В 6 лет меня отдали в музыкальную школу, которая только открылась в нашем поселке. Я увлекалась и изучением немецкого: выполняла и отправляла задания по почте в школу юного лингвиста, хотела туда поступать после школы. Но по наставлению мамы пошла в музыкальное училище. На фортепиано не взяли, а вот на теорию музыки, с хорошим слухом, прошла легко. Но до сих пор сохранилось не то чтобы сожаление, но четкое понимание, что своему ребенку нельзя навязывать личное мнение при выборе профессии. Я люблю свою работу, я на своем месте. Но тогда это был не мой выбор. Не я решила стать музыкантом, а мама. Когда воспитывала дочь – предоставила ей право самой выбирать профессию. Сегодня Катя – предприниматель, и ей это очень нравится.

В октябре мне исполнится 50 – время, когда невольно делаешь анализ всего прожитого и пережитого. Пять лет назад я окончила курсы ландшафтного дизайна. Тогда мы с подругами смеялись, что в 45 жизнь только начинается. А на деле так и вышло! В то время мы с мужем планировали купить участок, на котором нам хотелось построить свой, авторский дом. Так и пошла на курсы ландшафтного дизайна. Как окунулась туда – не могла оторваться. Это оказалось настолько мне интересно и близко. Благодаря в том числе и опыту житейскому, дом, где мы с вами общаемся, проектировала сама еще в 90-е, когда никаких компьютеров и Интернета не было. Но у нас черчение в школе хорошо преподавали. Мне и математика (в частности, знание о том, как высчитать гипотенузу) ох как пригодилась, когда мы с мужем подсчитывали количество необходимого на крышу шифера.

С таким багажом Жанна пришла на курсы дизайна. Но она и не думала, что там откроется ее «третье око» – интересная способность четкого видения в пространстве предмета, которого еще нет в жизни.

– Как будут располагаться и выглядеть кухня, комнаты, различные объекты, их формы, цвета – мое воображение все это легко и четко визуализирует, – рассказывает она. – Поэтому когда занималась ландшафтными проектами на заказ – я в них жила. Смотрю на чертеж, а вижу дорожки сада, беседки и все мелочи красоты и уюта будущей усадьбы.

 

Первые шаги: «письмо вслепую»

Необычная способность помогла Жанне в работе – она успешно выполнила на заказ около 30 дизайнерских проектов. Визуализация в рисунке получалась, но хотелось научиться делать это профессионально.

– История вышла интересная, – продолжает она. – В «Одноклассниках» периодически «высвечивалась» студия «Пилигримы», и я решила туда пойти. Сразу написала в группу: «Я занимаюсь ландшафтным дизайном, но не имею профессионального художественного образования». На что получила достаточно резкий ответ от руководителя студии «Пилигримы», что без художественного образования, в общем-то, делать нечего в ландшафтном дизайне. Так началось мое знакомство с будущим наставником и другом Натальей Дмитриевой. Впервые, как сейчас помню, пришла к ней в студию 3 декабря 2016 года. Думала, что поучусь рисунку, графике, а меня сразу посадили срисовывать пейзажную картинку. Лишь позже я поняла – Наташа смотрела со стороны, что я могу. Я сама сделала компоновку – где примерно мостик, лес. А вот со смешиванием красок все оказалось непросто. Через три занятия сделала эту работу и получила новое задание. Первые работы, которые срисовывала, были гуашевые. Я должна была понять, какие цвета смешивать, чтобы добиться того или иного оттенка, как строить композицию. Честно скажу: писала вслепую, не понимала, что от меня требуется. Результат получался, но все шло на каком-то автопилоте.

Однако внутреннее чутье подсказывало Жанне: к результату, пусть самому простому, она все же придет. Наталья руководила, подсказывала. Когда ученица выложила первую работу в «Одноклассниках», удивилась количеству комментариев и интересу людей к картине. Друзья подбадривали. Это было в декабре 2016-го, а уже к Рождеству муж купил Жанне акварельные краски.

 

«Запретный плод» для новичка

– «Аппетит просыпается во время еды» – это про меня, – продолжает Жанна. – Чем больше изучала мир живописи – тем больше он меня привлекал. Уже с началом весны Наташа сказала, что будет учить меня как профессионального художника. И если до этого я писала только в студии, то с марта начала брать работу на дом. И пошло, поехало! Назрело желание не только срисовывать, но и создавать свое. Жажда сказать то, что внутри, в душе, оставить какой-то след, переполняла меня. Это как вулкан в считанные минуты до извержения: остановить его уже невозможно. А Наташа еще на мою «беду» как раз сказала, что акварель – самая сложная техника, немногим из художников дается. После этих слов мне и захотелось попробовать «запретный плод» – научиться тому, что труднее! И я сказала себе: «Я должна научиться писать акварелью!» Мы легких путей не ищем! Просто сама себе планку поставила: ну если я сто работ сделаю, должен же на сто первой получиться хоть какой-то результат! Так пошла акварель. Маслом работала лишь «по пути». Масло проще – его всегда можно переделать. Помню, начала писать море – Наталья похвалила: «О! Состояние поймала!» Но в какой-то момент раз!.. – и испортила. Наташа говорит: «Все!.. Суши и на антресоль». Высушила – через 3 недели вернулась к работе, наждачкой стерла, и – все сначала. Наталья – требовательная и строгая, зря никогда не похвалит, за что я ее очень ценю.

 

«Если пишу 3-4 часа в день – значит, валяю дурака»

Окунувшись в мир живописи, Жанна поняла: чудеса в жизни все-таки случаются. Но только для того, кто готов трудиться.

– У меня в педпрактике был чудесный пример, – вспоминает она. – Примерно 8 лет назад с соседней улицы приятельница привела ко мне свою дочь: «Дашка в «музыкалку» просится, но слуха у нее нет. Послушай ее». Послушала. А там мало того, что слуха нет, но и серьезные проблемы с ритмом. Попыталась ребенку объяснить: «Даша, с ритмом проблема – ты в ладошки не так хлопаешь». Встречаю ее маму через пару дней, а она рассказывает, как Даша весь день ходит по дому, огороду и хлопает в ладоши. Не зная, что делает, она пыталась исправить то, на что ей указала «тетя Жанна». Меня это тогда зацепило: думаю, девочка «горит» желанием учиться в музыкальной школе. Хотя про таких детей, у которых есть проблемы с внутренним ощущением метроритма, обычно говорят: «профнепригоден». На скрипку и фортепиано Дашу не взяли – там нужны очень хорошие данные. Но поверив в ее упорство, девочку взяла к себе на отделение струнно-щипковых инструментов (балалайка) Людмила Викторовна Пилипейко. Ко мне Даша пошла на сольфеджио. И удивила всех невероятным трудолюбием. Она всегда говорила: «Почему мало задаете?» Хотя заданий в первый год очень много, для ребят это немалая нагрузка. Но Даша хотела заниматься, заниматься и заниматься. Ее бабушка жаловалась: «Приезжаем домой, время обедать, а Даша – за балалайку». Она пальцы в кровь стирала в буквальном смысле – такой сильной была ее мечта стать музыкантом. Уже к середине первого класса (хотя у нас не принято выставлять на конкурсы в этом возрасте), она готовилась к конкурсам. За мою практику это единственная девочка, которая оказалась настолько трудоспособной. И в этом году Дарья Баль, считавшаяся профнепригодной для музыки, поступила в Петербургское музыкальное училище им. Мусоргского – мечту многих выпускников музыкальных школ!

Так вот: когда я смотрю на такую Дашу, думаю – у меня тоже получится. Но для этого нужно трудиться. Дома я работаю каждый день по 6-8 часов. Если пишу 3-4 часа, значит, валяю дурака. Хорошо, что график в школе удобный: работаю на ставку 4 дня в неделю с обеда до вечера. Все остальное время – мое. И по ночам пишу – это святое. Если сложная работа, портрет, – сажусь с утра. В это время самый лучший свет, при котором все цвета в работе лучше видишь. Если работаю вечером – это работы, не требующие мельчайшего вглядывания. Поэтому утреннее время – самое ценное.

 

«Тетя Оля, ну что ж вы не поддаетесь»!

На первой выставке «Искры радости» в феврале этого года Жанна представила 20 своих работ. Сегодня она не ведет им специальный счет, однако сохраняет все картины.

– Я очень благодарна моему преподавателю в студии Татьяне Новоселовой, которая дала ценный совет сохранять все работы. Сначала я думала: зачем? Но бывает, посетит легкая творческая депрессия. Тогда посмотришь на старые работы и поймешь: все не зря, рост все-таки есть! И с новыми силами берешься за кисть.

Я не подозревала, что быть художником – настолько сложный труд. И когда слышу, как людям предлагают научиться гениально рисовать за 6 часов – не верю. Можно научиться, но только если рисовать столько времени каждый день. Труд – вот и весь секрет. Бывает, возьмешься за работу, а она не идет, упирается. Вот пример. Пишу немного и не так давно портреты. Но это очень сложный жанр, и нужно помнить, что есть портрет художественный, а есть – коммерческий. Художественный портрет – когда передаешь образ, состояние, иной раз буквально несколькими штрихами. Я не знаю, смогу ли когда-нибудь этому научиться. С коммерческим портретом проще: работаешь с фотографией, добиваешься максимального портретного сходства. Но для меня важно передать и эмоции человека. Когда пишу – я чувствую характер, я в него врастаю, вживаюсь. И наверное, в этом помогает моя профессия – музыка. Потому что у каждого человека есть своя «внутренняя музыка», музыка души. И вот когда на нее настраиваешься – отчасти удается передать это в образе. Конечно, не смогу писать, если не узнаю, чем человек занимается, какие у него привычки, интересы и т.д. Портрет мамы моей подруги писала три месяца. Портретное сходство получалось, но с характером оказалось сложнее. Я вижу эту женщину и понимаю, знаю, чувствую, что это человек много переживший, с крепким внутренним стержнем. Очень стойкая. Что я делаю? Эту ее твердость характера через глаза передаю. А внуки – против.

Они бабушку знают белой, пушистой, мягкой и любящей. Моя задача была все это как-то вместить в портрете. Пока работала, я настолько соединилась с портретом, стала с ним беседовать. Стою перед мольбертом, с которого она на меня смотрит, и говорю: «Тетя Оля, ну что ж вы мне не поддаетесь»! Когда через три месяца дочь «тети Оли» сказала: «Все, она такая и есть», моему счастью не было предела!

Но одно «но» я оставила – сделала мою героиню чуть моложе, чуть краше. Здесь у меня есть стойкое убеждение: любая женщина, независимо от возраста, хочет (и должна!) быть прекрасной. Поэтому на портрете я делаю ее немного ярче, моложе. Я и на автопортрете не пожалела для себя мейкап (смеется).

 

«Мой верный Санчо Панса»

– Но однозначно, когда человек чем-то увлечен, должна быть поддержка в семье, – подытоживает Жанна. – У нас с этим проблем не было. Мой муж, как верный Санчо Панса, везде со мной: и на художественных пленэрах, и на гимнастике тайцзи цюань, куда мы с Андреем начали ходить год назад. Старость не за горами, а это хорошая профилактика многих болезней. За год у меня улучшилось самочувствие: прекратились головные боли из-за остеохондроза, появились силы. Китайцы ведь далеко не глупые люди. Они считают, что болезни начинаются в тех органах, где происходит застой энергии. А с этой гимнастикой такого не происходит, наоборот, кровь разгоняется по всему телу. А какие красивые названия упражнений, вы только послушайте: «Небесная ткачиха вонзает иглу в морское дно», «Погладить гриву дикой лошади». Ну как тут не стать поэтом или не заняться творчеством! В общем, друзья, не думайте, что в полтинник жизнь подходит к закату. Это не так. Многое зависит от вашего желания и настроя. Не бойтесь пробовать выйти за рамки комфорта. Появилась у вас мечта? Ну так что ж, не будьте Обломовыми, а берите и пробуйте делать!

 

Работы Жанны вы можете увидеть на ее страничке в «Одноклассниках».

Елена БЫЗОВА

Оставить комментарий

Комментарии

Аватар гостя

Рабчевская Лари... 5 дней назад

Мне посчастливилось быть подругой этого яркого,солнечного человечка! Лёгкой кисти тебе,подруга!