Вы здесь

Комплекс НЕполноценности?

Поддержат ли минусинцы объединение школ и детских садов?

Последние несколько дней Минусинск буквально лихорадит — горожане очень эмоционально обсуждают инициативу Городского управления образования по объединению двух-трех школ и детских садов в образовательные комплексы. Но эмоции, как правило, не очень хороший советчик, и сегодня мы попытаемся непредвзято рассмотреть это нововведение со всех сторон.

 

Что такое «Образовательный комплекс»

В Минусинске предполагается создать два муниципальных автономных общеобразовательных учреждения — комплекс № 1, объединяющий гимназию, школы № 3 и № 5, а также детские сады №№ 1, 5, 25, 4 и 16; комплекс № 2, в который должны войти школы № 12, № 6 и детские сады № 20 и № 26.

После майских указов президента были сформированы национальные проекты, в том числе национальный проект «Образование», который включает в себя пять подпроектов: «Успех каждого», «Современная школа», «Билет в будущее», «Учитель будущего» и «Цифровая образовательная среда».

Реализуя эти проекты, мы должны, во-первых, обеспечить доступным и качественным образованием всех воспитанников и обучающихся в соответствии с уровнем их потребностей и независимо от уровня дохода в семье, во-вторых, предоставить ученикам широкий спектр дополнительного образования (от спортивных секций до научных факультативов) и получить в итоге всесторонне развитых и конкурентоспособных выпускников, даже если у них ограничены возможности здоровья; и в-третьих, познакомить учеников 6-11 классов с современными профессиями, чтобы определить профессиональные интересы детей и построить для каждого школьника индивидуальный учебный план.

И все это должно быть реализовано в каждом муниципалитете, в каждом образовательном учреждении. При этом финансирование не изменилось, деньги по-прежнему «следуют» за учеником, иначе говоря – чем больше учеников, тем на большую сумму финансирования может рассчитывать образовательное учреждение. Никуда не делись и насущные проблемы в виде протекающих крыш, предписаний надзорных органов, нехватки профессиональных кадров… Уж не говоря про допотопное оборудование в кабинетах химии, физики, технологии большинства школ.

Данную задачу и предлагается решить через объединение ресурсов детских садов, школ, центров дополнительного образования, колледжей, вузов и т.п. Нет, денег больше не станет, но объединение позволит одномоментно использовать средства всех учреждений. Условно говоря: если три детских сада ежегодно получают по рублю на оргтехнику, а принтер стоит 3 рубля, то ни один детский сад не купит принтер, поскольку обязан израсходовать этот рубль в течение года, а не оставлять на будущее. Объединив три бюджета, комплекс сможет каждый год покупать по принтеру, и в течение трех лет обеспечит принтерами все три сада. Но это в теории. Как будут обстоять дела на практике?

 

Возможные риски

Объединение образовательных организаций приведет к сокращению основного персонала (в связи с передачей непрофильных функций сторонним организациям, к примеру, стирки белья – клининговым компаниям) и, как следствие, к росту социальной напряженности.

Значительно усложнится система управления образованного крупного комплекса, при этом система единого управления ресурсами комплекса еще не создана.

Объединение приведет к резкому росту документооборота, необходимо будет перейти от административно-командного управления к процессному, проектному, а также стратегическому управлению образовательной организацией. Есть ли в Минусинске специалисты такого уровня, способные эффективно управлять такими большими педколлективами и рационально использовать финансовые и материально-технические ресурсы, при этом оставаться доступными для родителей дошкольников и учеников?

Вызывает беспокойство территориальная разобщенность учреждений, входящих в образовательный комплекс, в плане обеспечения безопасности детей при перемещении по городу, а также взаимодействия с родителями учеников.

Объединение сведет на нет все достижения так называемых статусных школ, коллективы которых десятилетиями добивались высокого уровня образования. Это может повлечь конфликты между коллективами объединенных учреждений, а также ущемление личных интересов отдельных преподавателей, что грозит эмоциональным выгоранием.

 

Преимущества

Для получателей услуг — детей и их родителей:

  • возможность использования общей материально-технической базы и инфраструктуры (спортивных залов, актовых залов, бассейнов, спортивных площадок и др.);
  • большой выбор направлений дополнительного образования (ученик может учиться по основной программе в школе № 12, а ходить на секцию в школу № 6). Сегодня в одной школе для трех желающих, допустим, вышивать крестиком не могут выделить ставку педагога доп. образования, в образовательном комплексе таких желающих будет больше, а значит, будет возможность принять учителя по этому направлению;
  • удобство выбора детского дошкольного учреждения — учреждение одно и очередь в него одна, родитель может выбрать тот детский сад, который удобнее расположен;
  • психологическая и социальная адаптация ребенка при переходе с одного уровня образования на другой;
  • уверенность родителей в вопросах организации воспитания и обучения детей за счет нахождения в едином образовательном пространстве;
  • возможность обратиться в социально-психологическую службу, особенно актуальную для одаренных детей и детей с ОВЗ (к примеру, если сегодня один дефектолог в гимназии, в школах № 3 и № 5 — по 0,5 ставки, то в образовательном комплексе, с учетом еще и детских садов, можно будет выделить несколько ставок);
  • возможность обучения в специализированных классах с углубленным изучением предметов, введение профилей: оборонно-спортивный, социально-гуманитарный, математический, естественнонаучный. (Сегодня количество профилей зависит от количества классов, к примеру, в гимназии — два 11 класса, и больше двух профилей здесь организовать нельзя, что нарушает права детей, ограничивая их в выборе. Суммирование старшеклассников позволит открыть все четыре профиля плюс пятый, универсальный).

Для работающих в образовательном комплексе:

  • повышение уровня профессионализма;
  • более тесное взаимодействие с другими педагогами, возможность организации методических объединений внутри комплекса;
  • возможность увеличения педагогической нагрузки и, как следствие, увеличение заработной платы (сегодня преподаватели-предметники в малокомплектных школах вынуждены вести непрофильные предметы, чтобы набрать необходимое количество часов для ставки);
  • возможность использования в учебном процессе общей материально-технической базы и инфраструктуры комплекса.

Выгоды экономического характера:

  • сокращение и перераспределение ставок административного персонала;
  • переход на аутсорсинг при уборке служебных помещений, дворовых территорий и сервисное обслуживание;
  • ведение единой системы бухгалтерского и налогового учета;
  • организация платных образовательных услуг, внебюджетных программ дополнительного образования.

 

Вместо вывода

Итак, что мы имеем? С одной стороны — очевидные и весьма весомые плюсы, но пока чисто теоретические, то, про что в народе принято говорить «журавль в небе». С другой стороны — сугубо «приземленные», основанные на житейском опыте и практике минусы, носящие, в основном, эмоциональный характер. Но ведь речь идет о живых людях, о детях, и в этом случае эмоционально-психологический фактор очень и очень важен!

Вряд ли в данном случае стоит торопиться «вскочить в отъезжающий поезд». Пожалуй, стоит всё тщательно взвесить и для начала определиться, а в нужную ли нам сторону идёт этот состав?

В данный момент в учреждениях, которые предлагается включить в образовательные комплексы, идет голосование. Родителей пугает и настораживает объединение. И это понятно: в каждом детском саду, каждой школе сложились определенные традиции, существует свой, особенный уклад жизни, к которому привыкли и приспособились как педагоги, так и дети, родители. И ломать все это ради призрачных целей в будущем никому не хочется. Особенно ввиду отсутствия четкого понимания, кто и где будет учиться, как будут распределены занятия между школами, где будут преподавать конкретные педагоги и т.д. Концепция развития комплексов довольно размыта, и сравнивать, что было и что будет, невозможно. Управляющие советы в школах уже организовали сбор подписей за отмену объединения, в надежде, что голос большинства будет услышан.

В этом смысле создание крупных образовательных комплексов на базе уже существующих учреждений в данный момент малоперспективно. Не лучше ли будет попробовать организовать образовательный комплекс с нуля, на базе школы и садика, которые планируется построить в микрорайоне № 8? Взять все лучшее из образовательной сферы Минусинска и создать новый уклад будущего, учитывая запросы общества и требования времени. Кто знает: может, успехи, которые будут здесь достигнуты, подвигнут и существующие школы к объединению ресурсов? Только уже на добровольной основе и с живым примером перед глазами.

 

В образовательный комплекс №1 планируется объединить гимназию, школы №3 и №5, а также детские сады №№ 1, 5, 25, 4 и 16.

 

#нацпроект #национальныйпроект #нацпроектобразование

Елена ВЕРНЕР

Оставить комментарий

Комментарии

Аватар гостя

Светлана Чернышева 4 месяца назад

Проблемы в школе - это прежде всего неэффективное управление.Можно завалить школу деньгами под "крышку" и результат при этом получить нулевой.Кадры решают все! Позвольте узнать, как объединение в комплексы решит кадровую проблему? Качественно работающие педагоги будут работать за себя и за того парня, в двух или трех школах комплекса? Или не умеющий учить, прикоснувшись к такому педагогу, вдруг воспылает "талантами"? Или как это произойдет??? Хорошие кадры нужно "взращивать". Что мешает это делать каждой школе отдельно? В Красноярске подобные комплексы составляют около 2% от общего числа всех образовательных учреждений города. А у нас, не проведя предварительного анализа, не просчитав все возможные риски,сразу почти 50% учреждений "загоним" в комплексы!! Опыт Красноярска показывает, что значительного успеха или прорыва в получении качественного образования подобные комплексы не дали. И каждое подразделение как жило до объединения, так и продолжает жить после. И даже 3 или 4 ставки логопеда, не позволили решить проблемы всех нуждающихся в логопедической помощи этого комплекса. Это только один из примеров.Необдуманное, необоснованное, преждевременное популистское решение. Или слава Ямбурга и Митрохина спокойно спать не дает руководителям образования города? Так извините, Вы не Ямбурги и не Митрохины.Решили скопировать модель комплекса "Покровский" и наложить её на минусинское образование, 2 часа побывав в комплексе? Прежде чем, создать этот комплекс, Р.В. Митрохин почти два года со своей командой вели предварительную работу и только после этого появился "Покровский". Так у Митрохина управленческого опыта на половину образования Минусинска хватит. Просто удивляет скорость, с которой пытаются создать подобные комплексы в Минусинске.Что еще раз подтверждает некомпетентность и популизм руководителей образования города. Заботой о развитии образования в городе даже и не пахнет. Одни словеса и шапкозакидательство.